Всем "мяу". Бабушка и кот взрывают интернет и раскалывают страну

История про кота с билборда и его заполитизированную бабушку демонстрирует, что сеть остается единственной площадкой, как для серьезного политического самовыражения, так и для простого стеба над властью, которого та патологически боится, пишет на Фокус. ua политический аналитик Виталий Филипповский

Билборд, появившийся в Днепродзержинске с изображением типичной славянской старушки, обещающей переписать свой дом на кота, потому как нерадивый внучок не так голосовал на выборах – это отдельная веха PR- искусства. Я бы даже сказал тренд, на который очень скоро ответит и власть, выпустив на политическую арену дедушку, племянника, собаку, корову, злую мачеху… в общем, что-нибудь придумают, не все же шестой год у учителей и шахтеров показательные интервью брать. Вызов брошен.

Во всей этой истории куда интереснее другое. За последние два года украинская политика стремительными темпами из конкурентной и медийной превратилась в официозную и совковую. С этим уже просто невозможно спорить. Нет даже подобия дискуссии. Санаторные условия для власти, унизительные – для думающего гражданина. Со слабохарактерным, как нам тогда казалось, Виктором Андреевичем улетучился дух реальной политики, ему на смену вернулись стандарты политбюро.

Люди, которые понимают, что их гражданская позиция не будет услышана через официальные формы протеста, предпочитают выбрасывать негатив в интернет, создавая группы в социальных сетях, доводя любой информационный повод до абсурда

Поэтому интернет, где царит свобода общения и возможность кооперации по интересам, моментально подхватывает такие темы как билборд с уже знаменитой в сети бабушкой. Это повод лишний раз посмеяться над тем, над чем уже давно не смеются с экранов телевизора. Власть, которая боится быть смешной, становится смешнее вдвойне. Раньше это лучше всего доказывали советские кухни, теперь – блогосфера, плодящая фотожабы.

Люди, которые понимают, что их гражданская позиция не будет услышана через официальные формы протеста, предпочитают выбрасывать негатив в интернет, создавая группы в социальных сетях, доводя любой информационный повод до абсурда. Так до абсурда была доведена бабушка с котом, которая попала в точку народных настроений. Вскрылось все: предвыборные обещания власти, политические преследования, Межигорье, украинский язык Николая Яновича. Не находите связи? А она есть. Это все те темы, которые регионалы глушат, замалчивают и вытесняют из информационного пространства. А народ не любит, когда на вопросы нет ответов, именно поэтому перечисленные темы входят в топ обсуждений в сети.

Если власть не поймет, что, помимо героев ее предвыборных роликов, есть еще и целая армия несогласных, которым есть что сказать, за котиками может последовать сценарий интернет–революций Северной Африки. Мы все это видели.

Теперь о другой стороне медали. Само появление билборда с креативной бабушкой не является чем-то удивительным. В условиях диспропорции в медийных возможностях оппозиция пытается брать остротой и агрессивностью. Суть в идейной композиции билборда, которая может стать печальной тенденцией всей избирательной кампании.

У политически активной бабушки практически стопроцентное сходство с собирательным образом бабушки Черновецкого. Тот же фанатизм, та же слепая вера в своего политического фаворита, та же готовность пойти на все не ради своей семьи, а ради манипулятора. Здесь нет конструктивной идейной нагрузки. Если воспринимать этот билборд не только как шутку, то мы увидим много чего интересного.

Вспоминается атмосфера 2004 года, когда в рамках одной семьи люди могли неделями не общаться с ближайшими родственниками из-за расхождений в политических симпатиях. Тот накал страстей (искусственный по своей сути) приводил к маразму. Люди делились на "своих" и "чужих". Для того чтобы понять, чем все закончилось, достаточно выглянуть в окно какого-нибудь райцентра: подъезд все так же загажен, как в 2004–м, дорога продолжает все эти восемь лет ждать ремонта, а с Lanos"а пересесть на бюджетную иномарку так и не удалось. Зато нас тогда столкнули лбами. Вот и сейчас нашумевшая бабушка (реально живущая в России) предлагает "адекватнейший" вариант решения политического спора в отдельно взятой семье – переписать "хату" не на родного внука, а на кота. Так и хочется сказать бабушке – пусть тебе котик потом на старости лет стакан с водичкой и подает.

Провокация раскола страны уже переходила в PR-сферу. А это не оставляет ни единого шанса для конструктивной политической борьбы и конкуренции идей. Бабушка стала в этом вопросе настоящим Рубиконом. Бенефис же подобной дружбы старушки с котиком стал возможен только благодаря двухгодичным усилиям власти, которая упрямо отгораживалась от собственного народа стеной подконтрольного, как им казалось, информационного пространства. В итоге, именно власть стала объектом народной "любви" там, где еще не ступала нога регионалов – в интернете.

Фокус.ua