Судьба избирателя. Почему многие украинцы не смогут проголосовать

Из-за массовых миграций «засланных казачков» на некоторые округа, сотни сознательных избирателей без столичной прописки лишились права проголосовать в Киеве, пишет на Фокус.ua журналист Андрей Ткач

Ярослав Дебелый, Фокус.ua
Ярослав Дебелый, Фокус.ua
Related video

Меня часто посещает мысль о том, что какие бы демократичные законы у нас в стране не принимались – всегда найдутся политики, которые повернут их на темную сторону силы и нагадят другим. Еще больше можно в этом удостовериться на примере выполнения закона "О выборах народных депутатов". Безусловно, принятая со скрипом, избирательная библия, против которой так протестовала заключенная Юлия Тимошенко, не идеальная. В ней масса лазеек для фальсификаций и разночтений. Однако есть в этом документе один плюс – он существенно упрощает процедуру голосования для людей, которые прописаны в одном регионе, а фактически проживают и работают в другом.

Учитывая "покращення" в глубинке, думаю, не так много сограждан могут свободно найти там достойную работу и применение своим знаниям. Именно для такой категории, в которую вхожу и я, законодатели предусмотрели возможность изменения избирательного адреса по весьма прозрачной и простой схеме. Теперь не нужно ехать на малую родину, выстаивать длинную очередь в местной администрации ради того, чтобы получить открепительный талон. А затем носиться с ним по участкам, допустим, в Киеве, чтобы проверить есть ли ваша фамилия в списках. Согласно новому закону достаточно прийти с паспортом и кодом в государственный орган регистрации, в населенном пункте, где вы хотели бы проголосовать, написать заявление и в течение нескольких минут получить удостоверение, с которым смело идти на выборы. Ну, просто праздник демократии и волеизъявления! Я тоже так наивно думал, когда 4 сентября получил в Соломенской администрации удостоверение № 1603. С его помощью я мог бы голосовать не в далекой Ривненской области, с которой связан штампом в паспорте, а в Киеве, в двух шагах от дома, где живу уже почти шесть лет. Красота! Однако я и представить не мог, что мой округ № 222 окажется одним из главных плацдармов для сброса политических парашютистов.

Первые тревожные звоночки раздались, когда за изменением избирательных адресов на моем округе ринулись сотни людей, которых гнала туда вовсе не гражданская позиция. Стоило постоять несколько минут в коридоре возле Центра регистрации избирателей в Соломенской РГА, вслушаться в разговоры этой биомассы (иначе не назовешь) и все встало на свои места. Большинство тех, кто создал ажиотаж с изменением избирательного адреса на мой район – абсолютно аполитичные люди, которым плевать на результаты волеизъявления собственного народа. Просто они имеют отношение к Национальному авиационному университету – учатся там или работают. А так совпало, что один из кандидатов в ВР от мажоритарного округа № 222 – регионал Максим Луцкий, по совместительству еще и большая шишка в НАУ. Злые языки болтали, мол, от руководства вуза поступила разнарядка: срочно с паспортами явится в Соломенскую администрацию и получить открепительные талоны. Чтобы потом, вероятнее всего, реализовать свое конституционное право в пользу горячо любимого проректора. Наверное, розданной гречки, гуманитарных лекарств со своим фото и прочей дребедени Луцкому показалось мало. Как говорил герой одной советской комедии: хотелось бы усилить. Поэтому в ход пошел студенческо-преподавательский десант. По такой же схеме, согласно журналистским расследованиям коллег, действовали в Ирпене на 95-м округе почетный ректор Налоговой академии – Петр Мельник (однапартиец Луцкого) и правая рука экс-мэра Леонида Черновецкого – Алла Шлапак в Печерском районе столицы (округ № 221).

В итоге на названных округах "смешались кони, люди" и уже было не понять, где сознательные граждане, а где засланные проходимцы. ЦИК решил не разбираться и рубить с плеча. Постановлением Центризбиркома от 13 сентября практически все открепительные удостоверения были аннулированы, разрешили голосовать не по месту прописки только членам окружкомов. Так, в моем округе, где так хочет победить кум Дмитрия Табачника – Максим Луцкий, из 1254 изменивших избирательный адрес – осталось всего 12. Под раздачу попал и я, и многие мои друзья, абсолютно не симпатизирующие Луцкому, но не успевшие обзавестись квартирой и регистрацией в столице. Теперь мое удостоверение № 1603, которое я хранил до дня голосования, как зеницу ока, можно смело выбросить. Так же срезали, не разбираясь, "открепников" в округе Мельника - из 976 осталось 93 и округе Шлапак – из 415 оставили пятерых. Наверное, и там были люди, искренне желавшие поучаствовать в выборах, без дополнительных трат не поездки домой. Зам главы ЦИК колоритная Жанна Усенко-Черная успокаивала – мол, кто хочет голосовать в Киеве, принесите справку с работы и проголосуете, где вам удобно, мол, ЦИК не отменял право выбора места волеизъявления. Но это оказалось не более чем пустым звуком – на местах уже получили команду "отбой" и никакие справки не желали рассматривать. А в Центре регистрации избирателей в Соломенском районе мне и вовсе посоветовали обратиться в окружной суд или съездить проголосовать по месту прописки. Что поделаешь, не работает у нас 33-я статья Конституции, согласно которой каждому гарантируется свобода передвижения и свободный выбор места жительства. Также не соблюдаются ведомственные приказы МВД, согласно которым человек может зарегистрироваться по месту фактического жительства или работы.

Я-то съезжу на родное Полесье, с меня не убудет – это куда более выигрышный вариант, чем судиться у наших "киреевых" за свои конституционные права. Но фальсификаторам впредь стоило бы заботиться о том, чтобы завоевывать доверие людей добрыми делами, а не гречкой, лекарствами и засланными студентами.

Фокус.ua