Как теперь выяснить мотивы Мазурка

Караванский стрелок ушел из жизни так и не пролив свет на причины тройного убийства. Но стоит ли этому удивляться, пишет на Фокус.ua журналист Андрей Ткач

Олег Терещенко
Олег Терещенко

Как именно нужно искать Ярослава Мазурка, застрелившего 26 сентября троих охранников в гипермаркете "Караван", пытались советовать милиции все. Ежедневно телефоны в райотделах Киева разрывались от звонков "очевидцев". Одни видели его в Белогородке, другие в Боярке, третьи в Глевахе. Авторитетные и поэтому, конечно же, анонимные источники уверяли, что он вообще все это время был во Львове и даже снимал там деньги в банкомате. Число безрезультатных выездов групп захвата по сигналам граждан только в Киеве иногда переваливало за два десятка в день. Но сограждане все равно были недовольны. Бабушки у подъездов упорно рисовали черные картины бездействия милиции – не так ищут, и не там, и вообще делают все неправильно.

Не успокоилась общественность даже после того, как 7 ноября нашли труп стрелка в одном из недостроев в Сырецком парке. Недоверие населения вызвал тот факт, что в карманах убитого были документы на имя Мазурка. Мол, слишком просто. Событие тут же обросло массой домыслов, будто труп был без носков и обуви. Обыватели бесновались: ну кто ж так стреляется? Босиком и с паспортом в кармане. Это же не по законам детективов карманного формата! В милиции объясняли, что носки и обувь отправлены на экспертизу. Но народ уже не верил. На МВД обрушился шквал критики и проклятий, дескать, это из-за вас он застрелился, не хотели искать и позволили ему наложить на себя руки.

Конечно, нынешние блюстители правопорядка сейчас далеко не на высоте. Но я категорически не согласен с огульной критикой, будто розыск Мазурка был провальным. Да, их заставляют разгонять демонстрации, да, у них в одном районе Киева ночью может быть всего два патруля, да, в МВД сумасшедший отток квалифицированных кадров. Но в ситуации с Мазурком милиция делала все, что могла. Те, кто хоть немного знаком с предметом "Криминалистика" подтвердят: расследование любого вида преступления не происходит с бухты-барахты. Розыск преступника, как и лечение больного, проводится по четким инструкциям, которые отрабатываются годами. Приведу в пример некоторые из них, и каждый сможет сравнить делалось ли это или нет.

Первый и второй шаги. Преследование преступника по запаховым следам с помощью служебной собаки, прочесывание территории, прилегающей к месту происшествия. Организация поквартирного опроса лиц, проживающих вблизи места преступления.

Собака потеряла след Мазурка возле воинской части и это не вина животного или милиционеров-кинологов. Свидетели были опрошены, соседние дома, квартиры и дворы прочесали мелкой гребенкой.

Третий шаг. Организация заградительных мероприятий и перекрытие путей отхода преступника, засады в местах вероятного появления.

Во всех местах, где мог появиться караванский стрелок, были выставлены засады и объявлен план "Перехват". За неделю до того, как обнаружили труп на Сырце, я лично убедился в том, как тщательно проводится розыск. Патруль остановил меня в 3 часа ночи на глухой, тупиковой улочке в Вишневом под Киевом для того, чтобы проверить, не Мазурок ли я и не везу ли его в машине. Думаю, и другие водители подтвердят – остановки правоохранителями на дороге во время розыска этого преступника участились.

Четвертый и пятый шаги. Наблюдение за местами значительного скопления людей (рынки, вокзалы, магазины и прочее). Распространение детальных ориентировок, как среди личного состава, так и в прессе. Все это делалось, иной раз даже слишком скрупулезно. Милиция вела информационную игру с убийцей, а в каждом интервью родственники просили его сдаться.

При этом делались и многочисленные экспертизы – трасологические, биологические, ДНК-исследования и многое другое. Возможно, кое-где милиция и перегибала палку, как в случае с инвалидом – родственником караванского стрелка. Но стоит напомнить, что в розыске был убийца троих человек, а не какой-нибудь вор или мошенник.

Конечно, общественность больше удовлетворил бы громкий судебный процесс над Мазурком. Когда следователь выясняет причины, толкнувшие примерного на вид семьянина на такое зверство. Но увы, все что составляет субъективную сторону преступления – вину, цель и мотив – караванский стрелок унес с собой в могилу. Разгадать эту головоломку может помочь выживший охранник – Павел Феденков, который знает, о чем беседовали с Мазурком до убийства. Но вряд ли скажет правду, если было вымогательство. К тому же сейчас, когда его мучитель мертв, зачем ему подводить себя под статью?

Дело Мазурка после проведения всех экспертиз так и будет закрыто в связи со смертью несостоявшегося обвиняемого. А мотив Мазурка может быть банален – охрана просто попала на нервного парня с пистолетом, а таких по стране бродит немало. Мотивация поступков стрелка чем-то напоминает поведение героя из фильма американского режиссера Джоэла Шумахера "С меня хватит". Голливудская звезда Майкл Дуглас сыграл там безработного Уильяма Фостера, которого настолько достали жизненные проблемы, что он начал по пути домой убивать всех, кто выводил его из себя. В финале Фостера застрелил полицейский. Возможно, Ярослав Мазурок тоже просто шел домой, но охрана встала у него на пути, послужила раздражителем, который заставил его перейти черту. Возможно, загнанный в угол он мечтал быть застреленным милиционером, но не выдержал напряжения и спустил курок сам.

Фокус.ua