Кредит недоверия. Как не прогадать, выбирая по-настоящему своего кандидата-мажоритарщика

Если все партии и кандидаты в депутаты кажутся вам одинаковыми, то попробуйте узнать у них, как именно они собираются выполнять свои предвыборные обещания

Продолжение спецпроекта "Наш кандидат"

А не зайти ли мне в банк и, дождавшись своей очереди, немного свысока спросить у менеджера: "Почему я должен доверить свои счета именно вашему банку?" За мной стоят люди, и банковский служащий быстро выпалит что-то вроде "Мы крупный банк: у нас столько-то депозитов, такой-то рейтинг надежности" и предложит почитать рекламные буклеты.

"Все вы одинаковые. Объясните, зачем мне именно ваш банк? Докажите мне, что мне нужны ваши услуги", — буду настаивать я, задерживая очередь. Ко мне подойдет охранник и очень вежливо попросит покинуть учреждение.

Украинцы привыкли поддерживать партии или кандидатов в порядке одолжения. При этом немногие интересуются тем, что именно намереваются сделать кандидаты согласно их предвыборным программам

"Почему я должна за вас голосовать?" — спрашивает во время моей онлайн-конференции одна девушка, проживающая в моем округе. Вообще-то не одна она. Этот вопрос постоянно задают люди, которые просто не сочли нужным ознакомиться с моей предвыборной программой. Не помню, чтобы она потрясла чье-то воображение. Но, по моим наблюдениям, те, кто нашел пять минут, чтобы скачать файл и прочитать текст из 3900 знаков, задают уже совершенно другие вопросы. Их интересует, как я собираюсь выполнять то или иное обещание. Есть такие, кто цепляется к словам, выискивая грамматические ошибки, а есть те, кто высказывает критику по сути программы. С такими людьми порой завязываются интересные споры. И даже если я и мой избиратель в чем-то не сходимся принципиально, то остается один приятный момент: мы понимаем, что рано или поздно сможем договориться, а общение приведет нас к компромиссу и подарит новые идеи. И, наконец, именно такие люди предлагают свою помощь в кампании, приезжают на недорогой машине или на метро ко мне за листовками, чтобы расклеить или разбросать по почтовым ящикам у меня в округе. Когда узнаешь, что твои агитки распространяет директор местного представительства крупной турфирмы и менеджер швейного цеха, владелец небольшого бизнеса и представитель компании сетевого маркетинга, ты понимаешь, что на тех, кто спрашивает: "Зачем мне за вас голосовать?", рассматривая свой голос как подарок, тратить время не стоит.

Украинцы, похоже, привыкли поддерживать партии или кандидатов в порядке одолжения. При этом немногие интересуются тем, что именно намереваются сделать кандидаты согласно их предвыборным программам. Вы действительно не хотите знать, какой именно договор подписываете с банком, в который принесли деньги? Кто кому в конечном счете оказывает услуги: депутаты своим избирателям или избиратели — депутатам? Если говорить о том, как должно быть, а не как есть, то народные избранники — это люди, которых мы нанимаем представлять наши интересы. Они получают зарплаты за счет налогоплательщиков. И не узнав, чем собирается заниматься тот или иной кандидат, мы заведомо выбрасываем свои деньги на ветер.

Поэтому если пользователи интернета, для которых вся информация мира может быть доступна за считаные клики, меня спрашивают: "Зачем мне за вас голосовать?", я предлагаю погуглить.

"Вы только что потеряли мой голос", — пишет обиженный резким ответом избиратель. И тут же на меня обрушивается шквал критики: ты ведешь себя не как политик, за тебя не проголосуют и т. д.

Вот еще один стереотип: политик должен всем нравиться, это его работа. Но я не хочу нравиться людям, которые считают, что, выбрав меня в парламент, сделают мне одолжение. Это как доказывать свою бескорыстность людям, убежденным в том, что я и все остальные кандидаты баллотируются ради будущей наживы. Если вы так считаете, значит, золотой унитаз из резиденции в Межигорье уже сияет на вершине вашей системы ценностей, и мы с вами просто не поймем друг друга.

Я захожу в банк и спрашиваю менеджера: "Могу ли я у вас открыть счет кандидата в народные депутаты?" "Да, но не сегодня", — сказали в банке, владельцем золотой карты которого я являюсь. Обращаюсь в другие большие банки, но везде уважительная причина отказа. И, наконец, звоню со своим вопросом в небольшой харьковский банк, отделение которого находится в моем округе. "Приезжайте, разберемся", — отвечают мне на том конце провода. "Я никогда раньше не открывала таких счетов, — признается начальница отделения, когда я уже приехал, — но я запросила инструкцию из центрального офиса". Возникла небольшая проблема: в банке знают, что сроки регистрации кандидатских счетов уже истекли, но принимают во внимание ответ из Центризбиркома, в котором указано, что законодательство этого все же не запрещает. На всякий случай банк отправляет запрос в НБУ. Оттуда дают добро. На все ушло два дня, но с меня в банке не взяли ни копейки. У меня есть кандидатский счет, и теперь я могу собирать деньги в свой избирательный фонд, тратить их на рекламу и агитацию. Плюс теперь я точно знаю, почему я могу доверить свои счета именно этому банку. Потому что отличия становятся очевидными, как только заглянешь за ширму рекламных плакатов и резиновых улыбок на них. Но это, конечно, занятие не для ленивых.

Проект "Наш кандидат" — журналистский эксперимент Фокуса, в рамках которого редакция намерена изнутри проверить работу избирательной системы в стране и как можно полнее рассказать о ней читателям на разных платформах и в разных форматах: авторских колонках, репортажах и видеоблогах. Читатели могут следить за развитием предвыборной кампании нашего кандидата в, журнале, на личном блоге Игоря Тупикина на его страницах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.