Расчет окончен. Итоги спецпроекта "Наш кандидат", или почему Игорь Тупикин "продул" на выборах

Завершая проект "Наш кандидат", Фокус честно рассказывает об успехах и ошибках своего выдвиженца в избирательной кампании-2012

Related video

Окончание спецпроекта "Наш кандидат"

Ощущение абсурда настигло с самого утра, когда таксист, не первый раз подвозивший меня, похвастался, что успел пораньше проголосовать.
— А за кого? — спрашиваю.
— За Горину, — ответил водитель, несколько дней назад жаловавшийся мне на жизнь, мол, заработка никакого, едва на бензин и еду хватает.
— Погодите, вы же мне на днях говорили, что за Регионы ни за что голосовать не будете.
— Ну да.
— А Горина откуда?
Кажется, за шумом колес я услышал, как его мозговые извилины обрабатывают этот вопрос.
— Из Регионов, — после паузы ответил таксист и, еще немного подумав, вышел из положения: — Но она же сколько для стариков сделала.
— За какой счет все это?
Опять пауза.
— Не знаю. Я об этом не думал.
Мне не хотелось расстраивать простодушного мужчину. Но пришлось, чтобы знал на будущее, разложить его сегодняшние затраты на еду, телефонную связь, бензин и курево и выделить из этой суммы налоги и акцизные сборы. Посчитав буквально на пальцах, мы выяснили, что, сделав в этот день приобретений на 100 грн., мой таксист подарил государству как минимум тридцатку.
— Теперь понятно, откуда у них деньги на стариков? Или думаете, она из своего кошелька им гречку покупала? Кстати, а как она голосовала по отмене льгот детям войны, которых потом продпайками и подкармливали, не в курсе? А она, вообще, голосует, или за нее на кнопки давят другие, не интересовались?
Даже десятка на чай не улучшила испорченное простой арифметикой настроение водилы.
На подъезде к школе, в которой расположился мой избирательный участок, слышалось пение шансонетки из списка Партии регионов: "Одолжила, одолжила…"
— А кто у вас здесь крутит музыку? — спрашиваю на входе у члена комиссии.
Девушка, отвечавшая за саундтрек, оказалась не из участкома. На бейджике было указано, что она наблюдатель от одного из кандидатов.
— Чем вас не устраивает музыка?
— Таисия Повалий — номер два в списке Партии регионов. Не в курсе? Это не агитация?
— А что тут такого? — прикинулась дурочкой учительница этой самой школы, в которой проходит голосование.
— Откуда играет музыка? По какому принципу вы формируете плей-лист?
— С компьютера… Из дома принесла, что было…
— То есть вы еще и пиратством занимаетесь? Это уже уголовщина, если вы не в курсе. У меня уже есть все основания вызывать милицию.
Мадемуазель испарилась, и через пару минут на школьном дворе зазвучали другие музыкальные аккорды.

Регионалка Ирина Горина набрала в моем округе 32 604 голоса. Это 46,31% от числа избирателей, пришедших на выборы, и в 24 раза больше голосов, чем за меня.
Задолго до начала избирательной кампании ее лицо улыбалось с плакатов на хлебных киосках "Кулиничи" по всей округе, а фамилия значилась на бело-синих растяжках, ограждавших муниципальные ремонтные работы. Узнать, сколько было роздано продовольственных пайков с той самой гречкой, не представляется возможным. На местных телеканалах в жесткой ротации шли сюжеты о том, как Горина и другие кандидаты от Партии регионов, которых в народе прозвали "брелоками Кернеса" (городской голова Харькова — Фокус), несут в массы добро и заботу.

Тем ценнее для меня были 1347 человек, отдавших мне свой голос. Всего лишь 1,91% избирателей, с которыми у нас совпали убеждения и ценности. Надеюсь, они не обидятся на меня за то, что я привел несколько цифр, отражающих мои затраты на то, чтобы пробиться к их умам и сердцам.

Всю свою рекламу я ориентировал на молодую, пользующуюся интернетом аудиторию, хотя исторически мой округ — район, где в 60–70-е годы прошлого века массово селились рабочие крупных харьковских заводов, состарившиеся сегодня.
Но если только предположить, что мои листовки и ролик на ТВ были достаточно убедительны для всех возрастных и социальных групп, то на преодоление 24-кратного разрыва с Гориной мне пришлось бы потратить немногим больше
200 000 грн. (около $25 000).
Конечно, это немалая сумма. Но, согласитесь, не такая уж и большая для тех, кого маркетологи и рекламисты называют средним классом, — высокооплачиваемых специалистов или предпринимателей, работающих на себя, людей, которым не привыкать к ответственности за себя и других.
Возможно, мой результат не убедит их попробовать баллотироваться в следующий раз. И никто не может гарантировать, что избирательная система за пять лет не изменится, сохранив возможность пройти в парламент по мажоритарной, а не партийной системе.
Однако я уверен, что если молодые, образованные и патриотически настроенные люди в ближайшие годы не оторвутся от социальных сетей, не поднимут задницы из офисных кресел и не займутся политикой, объединившись ради своего будущего, то окажутся перед совсем другим выбором: стать послушным большинством, оплачивающим из своих налогов прихоти власть имущих, или покинуть эту страну.

Цена поражения
Сколько стоила избирательная кампания

С распространением листовок и расклейкой плакатов помогли мои друзья, одноклассники и новые знакомые, которые узнали о проекте из социальных сетей и захотели принять в нем участие, заранее понимая, что мои шансы ничтожны.

Поскольку продвижение в интернет никак не отображено в избирательном законодательстве, мы в Фокусе использовали таргетированную рекламу проекта "Наш кандидат" в социальных сетях Facebook и "ВКонтакте". Однако это нельзя назвать агитацией: в своих публикациях и видео я не призывал голосовать за меня, поэтому не учитываю здесь расходы на онлайн-продвижение (около 3000 грн).

Размещение рекламного ролика на местном телеканале (8 выходов по 45 секунд) — 3690 грн.

Таким образом, все мои расходы на избирательную кампанию составили 21914 грн.
Из них агитационная продукция — 8690 грн.

В своих материалах я использовал арт-приемы, молодежные фишки и интернет-мемы:
- ковер с логотипом Олимпиады-80, символизирующий связь с ценностями старшего поколения, способность к самоиронии, и то, что для меня участие все же было важнее, чем победа,
- стилизованный действующий QR-код, который переводит смартфоны на страницу проекта на Фокус.ua
- технологию видео timelapse,
- пародию на известное видео с участием харьковского губернатора Михаила Добкина и мэра Геннадия Кернеса.

5 причин участвовать в выборах

1. Избирательная кампания не требует многомиллионных вложений и специальных знаний. К тому же участие в ней относительно безопасно. Столкновения с криминальными элементами и коррумпированными силовиками возможны, но владельцам малого и среднего бизнеса к этому не привыкать, а статус кандидата в депутаты позволяет вам на время выборов в любое время требовать защиты правоохранительных органов.

2. Сам факт вашего участия в выборах привлечет к вам внимание не только недоброжелателей, но и людей, готовых сделать посильный вклад в вашу победу, при этом желающих остаться вне избирательного процесса.

3. Стремительное развитие интернета и социальных сетей в ближайшие годы избавит вас от проблемы закрытого или слишком дорогого доступа к подконтрольным власти СМИ, невозможности вести агитацию наравне с провластными партиями и кандидатами. Вам такие возможности просто не понадобятся, потому что даже пожилые люди будут рассматривать интернет не только как средство общения и развлечения, но и как источник информации.

4. Вы получите новые знания и опыт, которые пригодятся даже в том случае, если вы не пожелаете применить их для себя. Участие в работе избирательных штабов часто хорошо оплачивается, а вы уже будете знать избирательную систему изнутри со всеми ее подводными камнями.

5. Вы найдете сотни новых друзей и знакомых, с которыми у вас общие убеждения и взгляды. Вместе вы сможете раскрыть ваши творческие способности в социальных инициативах или бизнесе. Драйв и азарт избирательной кампании останется для вас одним из самых ярких впечатлений в жизни.


Работа над ошибками

Почему я набрал так мало голосов и не стал народным депутатом Украины

Не тяни резину
Мне следовало начинать активную деятельность задолго до начала избирательной кампании. Ведь регионалка Горина и другие кандидаты начали светиться в округе уже весной — за полгода до официального старта предвыборной гонки.

Будь в команде
Многие симпатизирующие мне люди все же отдали свои голоса в пользу кандидата, представляющего одну из оппозиционных политсил. Партийная принадлежность и связь с известным политическим лидером много значат для избирателей, поскольку кажутся им гарантией поддержки инициатив их кандидата сверху.

Не бойся брать
Я не только затянул сроки создания кандидатского фонда, из которого оплачивается вся реклама и агитации, но и не стал просить знакомых предпринимателей и новых сторонников помочь мне материально. Ведь чтобы сделать добровольное пожертвование в этот фонд, надо предоставить такие же данные, как при получении кредита. Была возможность просто взять деньги и зачислить их на счет как собственные средства, но я решил не нарушать чистоту эксперимента, и пришлось тратить свои сбережения.

Выбери реальность
Не стоит переоценивать интернет как средство агитации. В социальных сетях много людей, с которыми у вас общие взгляды и ценности. Однако преодолеть циничность большинства из них может оказаться сложнее, чем переубедить бабушек во дворе или таксиста, которые в силу своего простодушия или занятости не знают столько, сколько знаете вы. Реальное общение с людьми приносит значительно больше пользы, чем лайки и перепосты в социальных сетях.

Этот список можно продолжить, и я оставляю его открытым, чтобы вы могли сделать правильные выводы из моих ошибок, проверить все на собственном опыте и победить на следующих выборах.

Проект "Наш кандидат" журналистский эксперимент Фокуса, в рамках которого редакция изучала изнутри работу избирательной системы в стране, чтобы как можно полнее рассказать
о ней читателям на разных платформах и в разных форматах: авторских колонках, репортажах и видеоблогах. Читатели следили за с ходом предвыборной кампании нашего кандидата в журнале, на личном блоге Игоря Тупикина, на его страницах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.