Все за одного. Украинцы должны научиться нести ответственность за свой выбор
Украинцам пора научиться нести ответственность за свой выбор
Накануне выборов все то и дело обсуждали процесс и отклонения от него, но мало кто говорил о самом выборе. Выбор — это ответственность. Солидарный выбор — успех. Впервые я об этом задумалась во время учебы во Франции. После прихода к власти Николя Саркози студенты Пиккардийского университета организовали протест против реформы высшего образования. На полном серьезе. Профсоюзы студентов и преподавателей сформулировали требования. Все входы в учебные корпуса были закрыты на висячий амбарный замок. Пары отменили на несколько недель. При этом никто не собирался отсрочивать сессию. Но протест — это выбор, и за него нужно нести ответственность. Неудобства были созданы с благой целью — отстоять автономию университетов и право на магистратуру, после которой можно заниматься и наукой, и чем-то более прикладным.
То была не моя война. И все дни студенческого возмущения я провела в библиотеке. Оказалось, что я такая не одна. Даже те французы, которые на пары не собирались, но хотели учиться, учились. Не зря же в начале семестра преподаватели выдают свой электронный адрес, список литературы, темы лекций и семинаров. Вопреки постсоветским стереотипам о ленивых студентах, во всех читальных залах сидело достаточно много людей. Образование — умение работать самостоятельно даже во время общего протеста. Тогда я в первый раз подумала, что тихая учеба и нежелание встревать в драку — тоже выбор, и за него тоже нужно нести ответственность.
В Украине право на выбор и ответственность за выбор не всегда возможны. Так, тех же студентов гоняют на специально организованные митинги, агитируют, не выходя из аудиторий в учебное время, у них нет настоящего самоуправления, а профсоюзы давно превратились в посредников для покупки дешевых студенческих проездных. Кто в этом виноват? На мой взгляд, сами студенты. Им, видимо, по каким-то причинам не хочется ассоциироваться со свободомыслием.
Для многих выходцев из стран бывшего СССР протесты — лишь бардак и ребячество, которые мешают жить "нормальным людям"
На мои истории "а во Франции" я часто слышу универсальный ответ: мол, у них там снова бардак — снова кто-то протестует. Бывшие соотечественники поносили на чем свет стоит работников линий метро RER, когда те бастовали, ратуя за более достойную оплату труда. Тогда многим парижанам пришлось пересесть на велосипеды и вспомнить о машинах — метро не работало больше месяца. Но для них, людей с рефлексом демократии, подобные протесты — пример демократии на практике и гарантия того, что с ними будут солидарны, когда настанет время для их собственного протеста. Для многих выходцев из стран бывшего СССР такие протесты — лишь бардак и ребячество, которые мешают жить "нормальным людям".
Или вот представьте, скажем, штат грузчиков аэропорта. Тех, кто собственно в меру аккуратно доставляет багаж в самолет и из самолета. У меня был приятель француз, который каждое лето подрабатывал таким вот грузчиком. Сезонный работник — и тот стал частью протеста грузчиков в одном из аэропортов Парижа против новых условий работы. Интересно, "маленький украинец" вообще может себе представить, что грузчики тоже нуждаются в защите прав и свобод? Скорее всего, нет.
Наверное, именно поэтому так и не смогли толком и в полной мере отстоять свои требования ни частные предприниматели в Украине, ни пенсионеры, ни "чернобыльцы", ни студенты. Все они были вроде как сами по себе. А успешен только солидарный протест. В Украине люди не умеют делать выбор. К ним присоединяются не все заинтересованные, которые не понимают, что именно им нужно, потому что часто у самих заинтересованных не спрашивают, заинтересованы ли они... Например, на фоне всех социальных кошмаров мне очень понятно, почему нет массовых выступлений студентов из нескольких вузов сразу — некоторым удобнее оплатить контракт и отстоять пятилетнюю очередь за дипломом, чем отстаивать свои права на качественное образование и автономию университетов.
То, что мы наблюдаем сегодня, означает всего лишь незрелость и принятие жизни в статусе "я человек маленький". Правда, выбор тем и ценен, что его можно не делать. Например, можно (не) голосовать за партию, члены которой угробили завод, на котором работали все жители какого-нибудь городка. Или можно (не) мириться с отсутствием циркуляции горячей воды в трубах и поставить бойлер, а заодно и новые батареи. И так далее — все это действия людей, готовых нести ответственность только за себя, которые не выйдут из своей внутренней эмиграции для того, чтобы поддержать того, кто бойлер себе не поставил и мечтает о нормальном водоснабжении во всем городе, а не в отдельно взятой квартире.
Но выбор ценен и тем, что его можно и нужно сделать — решиться смотреть на мир более масштабно и что-то в нем менять.
Ирина Славинская, переводчик, литературный критик