Провал переговоров с ПР по созданию коалиции – начало политического заката для коммунистов

Коммунисты с треском провалили переговоры с регионалами по созданию парламентского большинства. Такой поворот событий для КПУ — начало политического конца

Related video

Рост популярности левых идей — тенденция объективная, но скоротечная. Кризис, социальные проблемы, отсут-ствие карьерных лифтов —благоприятная почва для защитников лозунга "взять и поделить". Именно в такие моменты у фанатов Карла Маркса появляется реальный шанс отхватить неплохой кусок властного пирога.

Украинским коммунистам это удалось лишь частично. С одной стороны, по сравнению с прошлыми парламентскими выборами результат КПУ улучшился в два с половиной раза — на 8%. С другой — пришлось не праздновать победу, а решать более сложную задачу: как конвертировать свои 13% в энную сумму условных единиц и чиновничьих постов. Так или иначе деньги, вложенные в предвыборную кампанию, нужно отработать и обеспечить финансовым донорам схемы для лоббистской деятельности.

"Красные" избиратели снова перекочуют к регионалам. А КПУ будет плавно угасать, вернувшись к привычному рейтингу, который балансирует на грани проходного барьера

Надежда коммунистов стать "золотой акцией" при формировании парламентского большинства разрушилась, как только выяснилось, что в Раде будут представлены 43 самовыдвиженца. Для регионалов они куда соблазнительнее 32 депутатов от коммунистической партии. Тем более, за так называемую политическую лояльность, если верить слухам, коммунисты пытались получить около $300 млн. Такую же цифру публично озвучивал и представитель "Батьківщини" Александр Бригинец. Кроме того, коммунисты заинтересованы в том, чтобы за Игорем Калетником сохранился пост главы Государственной таможенной службы, и искренне рассчитывали на милость регионалов при формировании правительства в надежде получить пару кресел. Ничего хлебного им не досталось бы, но за ведомство Анатолия Близнюка (Министерство регионального развития, строитель-ства и ЖКХ) стоило побороться.

Притязания коммунистов показались регионалам необоснованными. Закрутив гайки в нужных округах, Партии регионов удалось забросить в последний вагон еще несколько, казалось бы, тонущих кандидатов в депутаты. Так, несмотря на откровенные махинации с неучтенными бюллетенями, народными избранниками стали Николай Дмитрук, Александр Домбровский, Виктор Жеребнюк и другие лояльные к власти персоны. Кроме того, по-прежнему открыт вопрос по пяти проблемным округам. В результате фракция ПР сможет пополнить свои ряды еще парочкой карточек для голосования.

Да и с финансовой точки зрения заручиться поддержкой четырех десятков "тушек" дешевле, чем договариваться с коммунистами. Стоимость одной "тушки" в прошлом созыве достигала нескольких миллионов долларов. Те полмиллиона, которые всплыли во время скандала с участием бютовца Романа Забзалюка, — лишь вершина айсберга. В критические моменты сумма перехода из одной фракции в другую достигает цифр с шестью, а то и семью нулями. Например, пару лет назад в Блоке Юлии Тимошенко утверждали, что за отказ подписывать соглашение о создании коалиции бютовцам предлагали от $5 млн до $10 млн.

Тот факт, что регионалы нацелились на самовыдвиженцев, подтверждает и новый регламент. Согласно ему партии, у которых нет собственных мажоритарщиков, лишаются права создавать фракции. К таким как раз и относятся коммунисты. Ярко выраженный удар по красным открывает коридор для потенциальных "тушек" еще и из лагеря Петра Симоненко.

Поэтому Петру Николаевичу сейчас не позавидуешь. До президентских выборов партию надо кормить. И в КПУ уже не два, а три десятка человек плюс раздутая челядь на местах, рванувшая к коммунистам в ожидании успеха.

Как вариант выхода из ситуации — не прямая поддержка регионалов, а ситуативная: совместное голосование за определенные законы. Это позволит протолкнуть хотя бы часть лоббистских решений и сохранить видимость активности. Надеюсь, что в таком случае коммунисты наконец-то потеряют своих избирателей. Идти в парламент под лозунгом "вернуть страну народу", а после этого занять позицию политического падальщика при партии власти — метаморфоза слабо понятная для тех, кто отдал свой голос КПУ, бредил советской колбасой и рисовал в воображении олигархов за решеткой. Многие "красные" избиратели остудят свой пыл и снова перекочуют к регионалам. А КПУ будет плавно угасать, вернувшись к привычному для партии рейтингу, балансирующему на грани проходного барьера. Таким образом, коммунисты лишь пролонгируют свое политическое затмение, а вот власть получит неплохой "стабилизационный фонд" в виде фракции, которой всегда можно подстраховаться. Прорыва не получилось. Уж больно жадной оказалась пролетарская рука, протянутая навстречу олигархическим партнерам, которые не любят переплачивать. Тем более за политический секонд-хенд, напоминающий чемодан без ручки, который теперь и выбросить не жалко.

Виталий Филипповский, политический аналитик