Приход националистов к власти – не самый худший сценарий для Украины
Приход националистов к власти — не самый худший сценарий. Останься радикалы без доступа к парламентской трибуне, Украина могла бы пойти по следам России, где национализм приобрел более опасные формы
Успех националистической "Свободы" на парламентских выборах многих откровенно напугал. Ребята, которыми едва ли не страшили детей, теперь обоснуются в зале парламента. Подлили масла в огонь и резкие заявления лидера радикалов Олега Тягнибока о том, за кого партия возьмется первым и что в стране давно пора запретить. К тому же команда "Свободы" настроена решительно, дескать, без драк в Раде теперь не обойтись. Любой мыслящий человек уже задался вопросом: а тех ли народ привел к власти? Но если отбросить в сторону сравнения с Гитлером и нацистами, то есть разумный повод для оптимизма.
Начнем с того, что демократия — это не "когда у власти демократы". Демократия для каждой социальной группы предусматривает конституционное право отстаивать свои интересы. И если в стране нашлось два миллиона националистов (и к ним примкнувших), у них есть все основания иметь представительство в парламенте. Так, с одной стороны, благодаря демократии радикалы могут бороться за власть. С другой — эта же борьба связывает их по рукам и ногам. Прежде всего речь идет об обязательной публичности. Неусыпный надзор прессы и общественности создает неплохое препятствие для противозаконной деятельности (недаром публичности так боится криминалитет).
Будучи вытесненным в разных формах, русский национализм без преувеличения превратился в настоящее террористическое подполье
Конечно, благодаря допуску к парламентской трибуне присутствие радикалов в стране становится более заметным и, если уж на то пошло, раздражающим. Но отстраненные от власти, радикалы, несмотря на мнение большинства обывателей, никуда не исчезают. Показателен в этом случае опыт северной соседки.
В РФ "борьба с фашизмом" началась с президентством Владимира Путина. Первым делом было раздавлено легальное крыло русского национализма: ведущие партии и организации попали под запрет и были распущены, а официальным рупором русского национализма ради смеха был назначен Владимир Жириновский. "Вот бы нам так!" — сказали бы многие украинцы. И совершенно зря.
С исчезновением националистических организаций ни национализм, ни националисты никуда не делись. Если в Украине националистически настроенную молодежь изначально "вбирали" в себя легальные партии и организации (от "Просвіти" до "Тризуба"), то в России расцвела субкультура скинхедов. Раз нельзя сражаться с "врагами нации" в Думе, будем бить их на улицах, подумали вчерашние партийцы и побрились налысо. Так, в середине нулевых в РФ, по данным экспертов, уже насчитывалось порядка 50 тысяч скинов.
Как бы то ни было, скинхеды — лишь молодежная субкультура. А насилие — побочный продукт ее существования, состоящего из музыкально-алкогольных тусовок и самолюбования. Но и на уровне субкультуры русский национализм долго не удержался: власть разобралась и со скинами. Теперь бритые головы и высокие ботинки не тренд, а реликт.
Будучи вытесненным во многих формах, в том числе и на законодательном уровне, русский национализм приобрел еще более деструктивные и опасные формы. Из субкультуры он превратился без преувеличения в настоящее террористическое подполье. Деятельность законспирированных "автономных групп" направлена уже не на тусовки, а на убийства, поджоги, взрывы. И жертвами становятся не только дворники-таджики, но и судьи, журналисты, полицейские. Взрыв на московском Черкизовском рынке, убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуриной — лишь самые громкие преступления российских "автономных" наци. Счет остальных жертв идет на сотни. Например, в прошлом году был вынесен приговор членам группировки "Национал-социалистическое общество "Север", на счету которой 28 убийств "врагов расы и нации". За "группой Рыно-Скачевского", называвшей себя "борцами с оккупацией", и вовсе числится 37 трупов.
В Украине же национализм сразу пошел по пути легализации и "взросления". В свое время нашумевшая УНСО, которая промышляла то ли волонтерством, то ли наемничеством на Кавказе и в Приднестровье, оказалась тупиковой ветвью развития. Современные националисты при всей своей внешней агрессии держатся в рамках — подают заявки на проведение своих мероприятий, ведут предвыборную агитацию и так далее. О боевиках-подпольщиках или уличных войнах у нас не знают. Поэтому лучше терпеть скандалистов в Раде. Так для всех будет безопаснее.
Максим Вихров, социолог, журналист