Короткометражкам по силам возродить отечественное кино

Украинское кино может спасти короткий метр

Когда этот молодой англичанин решил снять свой первый большой фильм, на его счету было три короткометражки и всего шесть тысяч долларов. Ему пришлось совмещать должности сценариста, режиссёра и оператора, а на главную роль в целях экономии взять лучшего друга. Чёрно-белая история о лондонском писателе, который преследует незнакомых людей на улицах, так и не стала явлением, но привлекла внимание экспертов — молодой режиссёр попал на карандаш влиятельных хедхантеров по обе стороны Атлантического океана. Дело было 15 лет назад, лента называлась «Преследование», а многостаночником был Кристофер Нолан.

Обсуждая реалии украинского кино, принято завистливо кивать в сторону северных соседей — там и шальные нефтяные доллары, и газовые амбиции, и крепкая старая школа, и программа государственной поддержки

Считается, что у отечественного кинематографа всего одна, но большая проблема — отсутствие денег. Обсуждая реалии украинского кино, принято завистливо кивать в сторону северных соседей — там и шальные нефтяные доллары, и газовые амбиции, и крепкая старая школа, и программа государственной поддержки. У нас же смешные бюджеты и нешуточная пропасть между сегодняшним днём и пресловутым поэтичным украинским кино второй половины XX века. Деньги, и точка.

В том, что собственное кино — штука необходимая, никто не сомневается. Кинематограф — один из наглядных факторов присутствия государства на карте мира и доказательство того, что культурный слой нации исправно функционирует. Но так как в Украине сложности с более важными первичными государственными признаками, то о кино вспоминают исключительно по большим праздникам. И вот тогда все причастные заводят уже привычную мантру. Тут отлично подойдут слова Мистера Малого: «Дайте денег, и мы подышим». Но так ли это?

Вспомните Нолана и его шесть тысяч долларов. Теоретически о себе можно заявить и без миллионных бюджетов, звёзд и дорогих эффектов. Даже мне, простому зрителю, понятно, что для этого необходимо придумать оригинальную идею, «увидеть» её и воплотить даже с минимальными расходами.

Проще всего, конечно, работать в жанре короткометражного кино. И вот тут Украине уже есть что предложить. Например, «Тир» Тараса Томенко о влюблённом беспризорнике. Режиссёр сам написал сценарий по мотивам реальных событий и сам нашёл исполнителя главной роли — юного Филиппа Добрянского, которого так же бросили родители, как и его героя. Лента не прошла конкурсный отбор на «Молодости», зато была признана на Международном кинофестивале в Берлине. Ещё одна показательная короткометражка — «Подорожні» Игоря Стрембицкого. Это первая украинская картина, которая стала лауреатом Каннского кинофестиваля. Нельзя не упомянуть и другого обладателя Золотой пальмовой ветви в категории «лучший короткометражный фильм». Речь идёт о «Кроссе» режиссёра Марины Вроды — 15-минутной истории о школьном уроке физкультуры. И это ленты, о которых знают многие, а профессионалы, скорее всего, назовут ещё с десяток достойных имён режиссёров и их фильмов.

Лично я к этому списку добавил бы ещё «Инспектора» Ольги Навроцкой. И не потому, что хочу пропиарить. В противном случае сделал бы это раньше — лента появилась год назад. Но я долго тянул с просмотром. Не хотелось. А потом привлёк жанр — украинский фантастический фильм. Надо же. В картине нет чёрно-белого фона, к которому так часто обращаются наши режиссёры. Нет копанок, Чернобыля или упадка. Эта история о том, как Звёздный Инспектор, от чьего решения зависит судьба нашей планеты, случайно попадает в компанию, собравшуюся на даче. Неплохая история. Не без перегибов, конечно, но и без явных провалов. Да, временами не хватало дальнейшего развития сюжета и казалось, что сейчас из-за соседних кустов выйдет Брюс Уиллис, поцелует Инспектора, и они вместе спасут нас, грешных, от астероидов, но пациент скорее жив, чем мёртв.

Мне кажется, что такие ленты как раз и доказывают: реинкарнация украинского кино вполне возможна. Как гражданское общество может начаться с красивого двора и нормального ЖЭКа, так и кино возродится, начав с простых форм, с короткого метра.

Фоззи, участник группы «Танок на майдані Конґо»