На каких чувствах играют художники
Возбудить, вызвать отвращение, заставить ненавидеть — эмоции, на которых играют художники
В PinchukArtCentre, который является законодателем моды на современное искусство в Украине, прошло немало зрелищных и тонких выставок. Только из персональных можно вспомнить Аниша Капура, Олафура Элиассона, Гэри Хьюма и Такаши Мураками. Но если у случайных прохожих поинтересоваться, с чем у них ассоциируется этот центр современного искусства, да и само искусство, многие вспомнят или акулу в формальдегиде, или "картины" из дохлых мух Дэмиена Херста. Так избирательно наше восприятие — утонченное эстетство проходит мимо. Лучше запоминается чувство отвращения. Этим пытается манипулировать disgust art — искусство, не оставляющее надежды.
Джейк и Динос Чепмены давно стали звездами, но их попытки заново перевернуть мир не кажутся откровенным способом заработка, как у Херста
Эпатаж, выворачивание души наизнанку, внутренние пытки — все это по-прежнему остается самой эффективной рекламой современного искусства. Еще лет двести назад художники попытались встряхнуть буржуазное "викторианское" сознание и успешно продолжают пинать его. Теперь это любимая ролевая игра между гуру современного искусства и их поклонниками. Радикальность вызова и скандальность выходки сейчас напрямую ассоциируются с популярностью. Самый дорогой товар на рынке искусства — нигилизм — становится респектабельным. А публика в свою очередь жаждет видеть в них исключительно "сумасшедших фриков". Яркий пример — Дэмиен Херст, художник-миллионер. Не уступают ему по ценовой политике и братья Чепмены, принадлежащие к той же генерации "молодых британских художников", которых в 90-х поддерживал коллекционер и владелец The Saatchi Gallery Чарльз Саатчи. И хотя молодые уже давно немолоды, к этому кругу респектабельно-нигилистических художников явно благоволит и основатель PinchukArtCentre Виктор Пинчук.
Джейк и Динос Чепмены давно стали звездами, но их попытки заново перевернуть мир не кажутся откровенным способом заработка, как у Херста. Возможно, благодаря неиссякаемому черному юмору. Тот факт, что они по-прежнему способны будоражить консервативное сознание, подтверждает закрытая прошлой осенью в Эрмитаже выставка "Конец веселья". Прокуратура Санкт-Петербурга заподозрила их в "религиозном экстремизме" — из-за клоуна Рональда, распятого на кресте. Братья презентовали часть инсталляции "Ад": в стеклянных коробах, расставленных в виде свастики, — замкнутый круг зла. Насилие порождает насилие — над фашистами в аду издеваются фантастические монстры. В некотором смысле Чепмены вполне традиционны и созвучны классикам-мизантропам, говорящим о порочности человеческой природы. Например, Иерониму Босху, Питеру Брейгелю или Франсиско Гойе, чьи "Ужасы войны" стали прототипом "Ада". И хотя об этом уже немало сказано, повторяться не зазорно, поскольку неофашизм — сегодняшние реалии. Инсталляция с огромными черными "мумифицированными" или восставшими из ада скульптурами страшилищ-фашистов со смайликами вместо крестов на повязках, которые совершают комичные и бессмысленные действия, была недавно представлена и в главном проекте Arsenale 2012. Чепмены не изменяют себе, и "адские" работы появятся также в рамках выставки "Цыпленок" в PinchukArtCentre.
В наблюдениях за безумием времени далеко продвинулся и выставляющийся вместе с Чепменами классик американского видеоарта Тони Оурслер c экспозицией agentic iced etcetera. Воображение этого художника оптимистичным не назовешь, так как всю жизнь он вдохновляется темой шизофренического расщепления сознания. Сколько темных двойников у нашей личности?
Скрытые стороны сознания — мы это или не мы? Он видит в шизофрении "отражение всей сегодняшней культуры". Как правило, Оурслер устраивает жутковато-мистичные, но яркие спектакли из видеоскульптур, проецируя видео на головы-подушки тряпичных кукол. Мне лично любопытно, как в этот мизантропический коктейль впишется молодой художник Алексей Салманов со своей программой "В лесу дешевле".
Но в любом случае весь состав художников гарантирует хоть и сильные, но малоприятные эмоции. Зато знаешь наверняка, с чем имеешь дело.
Виктория Бурлака, арт-критик