Какие потребности удовлетворяет современное искусство
Почему и как изменилась роль искусства в нашей жизни, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака
Странные метаморфозы происходят с обществом. Этот вывод фактически напросился, пока я наблюдала за людьми на открытии "Мыстецькой Масляной" в Арсенале. Угол искажения реальности становится все круче – этакий "фьюжн". Как заметил Филипп Старк, если повернуться на 180 градусов, то можно увидеть свою задницу. Дамы в кричащих ярких туалетах под руку с мужчинами в спортивных костюмах. Культурный слой общества истончается или его не было вообще? Конечно, на ярмарках всегда попадаются колоритные типажи, но в данном случае люди приходят на культурное мероприятие, а не просто запихнуться пирожком. "Чего ты ожидаешь, – прокомментировала мои наблюдения по поводу отсутствия элементарных внешних проявлений вкуса подруга. – Продвинутые люди уезжают из страны. Молодые, до 30-ти. Получили образование, и бегом, потому что здесь нет перспектив". Возможно, от отсутствия перспектив глаза у новой публики, еще не вполне наевшейся материальным, совершенно пусты – в них искусство не отражается.
Сегодня искусство – это не то, что обычно вешают на стены, а спасательный круг, средство не утонуть в серой массе окончательно. Средство для эмоций – удивляться, радоваться, получать эстетическое удовольствие
В качестве статистического эксперимента по выяснению спроса, Institutskya Store попробовала выставить на этой ярмарке произведения актуальных художников малых форм. Но, и здесь нас "отнесло" в 90-е. Реакция публики – испуг. У некоторых в глазах застыл вопрос: зачем нужно такое искусство? Куда его приткнуть? Обычно люди местом искусства в своей жизни не заморачиваются: натюрморт в столовую, "ню" в гостиную, пейзаж с морем в спальню, все по "фэн-шуй" и правилам гармонизации жизненной энергии. Так, какую же из наших потребностей оно удовлетворяет? Если вспомнить пирамиду Маслоу, то искусство – одна из самых ненужных в этой жизни вещей. Эстетическая потребность – предпоследняя сверху и является ступенькой к развитию собственной личности. Грубо говоря, искусство – другое измерение, куда можно сбежать от топорной реальности. И чем дальше, тем больше смысла в этом бегстве.
Раньше эта эстетическая потребность была признаком социальной избранности. Принадлежности к хорошему обществу, высшему классу, аристократии, имевшей время на культурный досуг, жизненный уклад которой копировала буржуазия. На поведенческих моделях и укладе жизни держалась та социальная структура, которая благополучно рухнула. Мы живем в бесклассовом обществе, где "серая масса" потребителей поглотила практически все и навязала свой вкус повсюду. Поэтому, сегодня искусство – это не то, что обычно вешают на стены, а спасательный круг, средство не утонуть в серой массе окончательно. Средство для эмоций – удивляться, радоваться, получать эстетическое удовольствие. Экспозиция "Институтской" была выстроена именно по этому принципу преодоления "cложностей перевода", поиска общего языка со зрителем, еще не вполне освоившемся в мире иллюзии. Она подталкивает к открытию в себе способности видеть мир на тонком, нематериальном уровне. Реальность прозрачна, на самом деле.
Декадансные офорты Тараса Ковача – автопортреты в виде бабочки. Минималистичные абстракции Добрыни Иванова и Марты Ващук. Надписи на запотевшем стекле Юрия Сивирина. Пустынные метафизические пейзажи невзрачных скверов и детских площадок Алены Науменко и "несезонные", серые моря Ирины Костышиной. Сюрреалистические архитектурные конструкции Марины Талютто. Загадочно темнеющие сонные лестничные пролеты Кати Свергуненко. Ретро-пейзажи Киева Миши Завального – каждый оттиск как перемещение во времени. Жемчужно-серые этюды Алины Якубенко. Тончайшие фрагменты обыденной реальности Сергея Надточеева – от облаков до сказки с экрана телевизора. Все это об одном – о той нематериальной красоте, которая доступна только при включении эстетических фильтров восприятия.