Венецианская биеннале: Как представила себя Украина

Уровень презентации страны на Венецианской биеннале демонстрирует и внутреннее отношение государства к современному искусству, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака

Related video

Еще до открытия биеннале в Венеции муссировалась тема: насколько важно для Украины участвовать в этом форуме современного искусства? Удастся ли стране выделиться на общем фоне? Поддержка современного искусства – показатель адекватности культурного сознания и политики государства. Это – индикатор продвинутости мышления. Что же касается общего фона, то выделяться, могут позволить себе только те национальные павильоны, которые отлично профинансированы. ОАЭ, например, удивили зрителей эскалатором, поднимающим на второй этаж Арсенала. Именно так выглядит пиетет государства по отношению к искусству и статусу мероприятия. Хотя, конечно, количество денег, вложенных в проект, не всегда соответствует его качеству. Украина в этом отношении уж точно не была на последнем месте.

Тепличных условий для современного искусства в нашей стране, увы, пока нет, и финансирование национальных проектов всегда затягивается до последнего момента

Молодые украинские художники неплохо вписались в специфический контекст биеннале. В официальном проекте Украины заметно даже внешнее созвучие общей концепции "Энциклопедического дворца" – глубоководного погружения во внутренние миры. Куратор главной экспозиции биеннале Массимилиано Джионни выстроил дворец именно из тонкой субстанции психических отклонений, мистических озарений и обсессий. То есть сделал акцент на отражении психической реальности. Украинский проект посвящен памяти – исторической и личной – и затрагивает именно эти струны. Рисунки Гамлета Зиньковского, вдохновленного дневником Марка Аврелия, можно рассматривать часами, размышляя о мимолетности событий. То же – макеты советских бомбоубежищ Николая Ридного, превращающиеся во внутренние комплексы. Здесь историческое прошлое становится подсознанием настоящего. Лирично смотрелся жизненный цикл "Памятника новому памятнику", который установлен в Шаргороде Жанной Кадыровой. На протяжении суток художница снимала его на камеру. В результате на биеннале была показана голографическая инсталляция. Работа посвящена анониму, неизвестному герою – наброшенное поверх фигуры полотно, так никогда и не будет снято.

Впоследствии, украинские критики, побывавшие в Венеции, не смогли отказать себе в удовольствии не отметить камерность павильона. Мол, художники хорошие, а вот пространства для экспозиции маловато. Но сложно было найти что-то лучшее, которое, как правило, враг хорошего – на самом деле, мимо украинского павильона, находящегося в Палаццо Лоредан на площади Сан-Стефано, просто невозможно было пройти.

Тепличных условий для современного искусства в нашей стране, увы, пока нет, и финансирование национальных проектов всегда затягивается до последнего момента. Многие художники-участники жалуются на то, как сложно было работать в такой ситуации – многое пришлось делать за свой счет, ожидая компенсации расходов. С одной стороны, это правда, с другой – дежурные фрустрации молодого поколения, что государство им что-то должно. Соглашающийся на участие в подобном проекте должен отдавать себе отчет, что предстоит совершить очередной бескорыстный рывок в никуда во имя искусства.

Статус Украины за рубежом также поддерживает PinchukArtCentre. В рамках параллельной программы биеннале была представлена версия последней выставки Future Generation Art Prize. Вновь стало понятно, насколько важны пространственное обрамление искусства и ресурс, обеспечивающий его правильную подачу. Выставка выглядела импозантно – по сравнению с камерными и безликими залами PinchukArtCentre в Киеве. И работы украинских художников – "Евроремонт" Группы РЭП (Ж.Кадырова, К.Гнилицкая, Л.Наконечная, В. Кузнецов, Н.Кадан, Л. Хоменко) и "Бабушка" Никиты Кадана впечатляли. Особенно масштабный архитектурный объект Кадана во внутреннем дворике палаццо – спереди он выглядел как мемориальное сооружение, мавзолей, сзади – как витрина, наполненная буханками дешевого социального хлеба. Вот он, правдивый взгляд на самих себя, лицо и изнанка нашего сознания, идеологии, государственных амбиций – редко встретишь такое стопроцентное попадание.

Так, Украина в очередной раз представила свой проект на биеннале на достойном уровне. Но к следующему разу хотелось бы, чтобы в стране появилась соответствующая институция, которая занималась бы заранее и творческими, и организационными вопросами для подобных мероприятий.

Фокус.ua