1942 год. Некая девушка Катя, которую играет Мария Смольникова, проживает в полуразрушенном доме. Все родные у нее погибли, деваться ей некуда. Во время боев в дом попадает шесть русских бойцов. Главный у них капитан Громов, роль которого исполняет Петр Федоров. Цель Громова – не отдать дом немцам, которые расположились в помещениях напротив. Беда в том, что под немцами находятся местные жители, что позволяет душегубам всячески давить на психику благородных советских воинов. Впрочем, у бойцов есть стимул не поддаваться на провокации – это стеснительная и "чистая" Катя, некий символ родины в фильме. Постепенно все герои проникаются к ней сентиментальными чувствами и стараются защитить ее от ада войны. Тихим и вкрадчивым голосом Бондарчук за кадром рассказывает историю каждого солдата, Громов – профессиональный военный, Ангел (Андрей Смоляков) – крестьянин, который потерял дочь и жену, Никифоров (Алексей Барабаш) – оперный певец и т.д.
Параллельно с лирической линией русских солдат и Кати развивается история немецкого офицера Петера Кана, в исполнении Томаса Кречмана, и его любовницы, белокурой красотки Маши, которую сыграла Яна Студилина. Маша поначалу посылает фрица по-русски в ад, но потом проникается к нему симпатией – алаверды фильму "Ночной портье". Кан рефлексирует и пытается понять, как сломить этих русских и взять проклятый дом.
Режиссер отчаянно верит в то, что делает правое дело. Поэтому и фильм у него вышел плоским, как новости по центральным российским каналам и туповатым, как агитка
Для создания этого фильма продюсер Александр Роднянский и Федор Бондарчук привлекли $30 млн, сумму в три раза превышающую бюджет их общего фильма "9 рота" (2005). Силами четырехсот человек были отстроены масштабные декорации кварталов Сталинграда, разработкой которых занимался художник-постановщик Сергей Иванов. Музыку писал Анджело Бадаламенти, автор почти всех саундтреков к фильмам Дэвида Линча. И даже Земфира спела у Бондарчука кавер на "Легенду" Виктора Цоя. В масштабных сценах боев было задействовано около тысячи человек массовки. А съемки камерами IMAX позволили продемонстрировать эффектные сражения во всей их стереоскопической красе – от массовых сцен с падающими самолетами и несущимися в атаку горящими солдатами до крупных планов лиц военных, эффектно истекающих кровью. Видеоряд "Сталинграда" столь же безупречен и вторичен, как безупречны и вторичны клипы поп-звезд. Сюжет мелодраматичен, как телевизионные сопли о любви, а месседж настолько патриотичен, что сомнений нет – случись война, и автор с "калашниковым" наперевес пойдет на передовую.
Главный посыл фильма: война – ад, но люди остаются людьми, особенно, русские. Завершающая сцена окончательно укрепляет в сознании этот месседж. В финале действие происходит уже в 2011 году в Японии во время землетрясения, русские спасатели помогают немцам выбраться из-под завалов полуразрушенного дома. Собственно историю Кати и шестерых бойцов рассказывает немецкой студентке сын Кати по рации, пока она лежит под завалами. Разумеется, немку спасают, она находит рассказчика и благодарно ему улыбается. Расчувствовавшийся зритель давится поп-корном, фонтанирует слезами и понимает, что русские хорошие люди, всех простили, не смотря ни на что, и войны не хотят.
Самое неприятное, что режиссер отчаянно верит в то, что делает правое дело. Поэтому и фильм у него вышел плоским, как новости по центральным российским каналам и туповатым, как агитка. А патриотический посыл, по поводу родины, которая уже сто раз предала, подставила и продала своих защитников, вызывает только раздражение.
Впрочем, "Сталинград", выдвинутый Россией в этом году на "Оскар", произвел впечатление на американских киноакадемиков и попал в лонг-лист претендентов на золотую статуэтку в номинации "лучший фильм на иностранном языке".