Почему Путин и Янукович провалили переговоры
Как сочинская встреча Виктора Януковича с Владимиром Путиным может склонить Европу к более активным действиям, пишет на Фокус.ua политический аналитик Виталий Филипповский
Глупо думать, что ускользающая из рук Путина Украина – это не проблема современной России. Вынянчиваемый Кремлем проект под названием Таможенный союз лихорадит от нехватки новых членов. Пока Азербайджан, Киргизия и даже Сирия с Индией думают. Но Путина, мечтающего о ренессансе Российской империи, это все не устраивает. Ему нужны славянские страны, цементирующие новую идентичность а-ля homo soveticus. Построить ее на базе стран Средней Азии у Путина вряд ли получится. Проблема трудовых мигрантов, спровоцировавшая погромы в Бирюлево, – прямое следствие нехватки славянского населения, вместо которого вынуждены работать выходцы из Средней Азии. Украина могла бы помочь России в одном флаконе получить решение и этих, и других проблем.
Современная Украина превратилась в геополитического колобка, который "и от России ушел, и от Европы ушел"
Именно поэтому евроинтеграционный забег Виктора Януковича не дает покоя Владимиру Путину. А гордость не позволяет чрезмерно навязываться. Но когда до Вильнюсского саммита остались считанные недели, почему бы не попробовать вбить клин между Европейским союзом и украинским руководством, тем более что за последнее время официальный Киев сделал – а точнее не сделал – более чем достаточно для того, чтобы подписание соглашения с ЕС таки не состоялось.
В то же время, выгодное геополитическое положение Украины и ее принадлежность к славянской этнической группе вряд ли можно считать заслугами Януковича. В остальном же мы мало что можем предложить как России, так и Европе.
Используя саммит лидеров стран СНГ в Минске как формальный повод для встречи, уже через несколько дней Янукович и Путин собрались в Сочи, где провели переговоры тет-а-тет на протяжении пяти часов. Повестка дня, хоть и не публичная, но вполне очевидная. Путин использовал финальный набор аргументов, который должен оттолкнуть Януковича от евроинтеграции. Грубо говоря, "младший брат" получил напутствия от "старшего брата" перед вояжем в Литву. Естественно, Януковича никто не умолял и не заманивал, как это кому-то хотелось бы видеть в Украине. Янукович был поставлен перед фактом – подписав соглашения с ЕС, готовьтесь к … и дальше по пунктам.
Ради сохранения лица Россия готова терпеть экономический дискомфорт, терять прибыл, консервировать свои проблемы исключительно ради того, чтобы проучить, как кажется Кремлю, Украину. Есть ли у нас такой запас прочности – это другой вопрос.
Конечно же, в Сочи обсуждалась газовая тема. И, конечно же, в прямой зависимости от геополитического выбора Украины. И Путин в этом плане верен себе. На что надеется Янукович – это пока загадка. Тем более что теперь вопрос уже не только в цене на голубое топливо. Не успел Янукович покинуть Сочи, как Россия предъявила Украине претензии на $882 млн за поставленный еще в августе газ. Вот вам и поговорили. Заплатить эту сумму правительство не может физически – наступит преддефолтное состояние.
Зачем же Янукович поехал в Сочи? Ответ прост: припугнуть Европу, которую власть озадачила своей неспособностью решить проблему Тимошенко, а теперь пытается склонить к активным действиям мнимым сближением с Россией. Все остальные переговорные позиции выглядят не серьезно, пока Янукович только планирует ставить свой автограф в Вильнюсе и не имеет никаких других аргументов, кроме как "вступлю–не вступлю", "подпишу–не подпишу".
Финансовые проблемы по идее должны подталкивать украинского президента к поиску альтернативных источников кредитования. И Россия могла бы стать таким источником. Правда, в начале октября Кремль уже отправил в топку украинской экономики $750 млн, полагая, что это повлияет на сговорчивость официального Киева. Больше таких подарков от Москвы не будет. Теперь деньги можно будет получить только под реальные обязательства.
В сухом остатке имеем абсолютный ноль в качестве квинтэссенции переговоров Януковича и Путина.
Виктор Федорович – президент с удивительным дипломатическим стилем. Он свято уверен, что масштабные проблемы способны решаться сами по себе. Украина превратилась в геополитического колобка, который "и от России ушел, и от Европы ушел". И информационное поле сейчас организовано таким образом, что трендовой позицией стала точка зрения, будто нам кто-то что-то должен. Нет, господа, нам никто ничего не должен. Мы все еще остаемся нищей страной, страдающей комплексом неполноценности, которая никак не может определиться, чего она все-таки хочет.