Made in China: пальто, коньки и фейерверк

Фильм-конкурсант Одесского международного кинофестиваля «Черный уголь, тонкий лед» - китайский гибрид нуара и артхауса. Режиссер Дио Инань придумал новое орудие убийства – коньки

OIFF / "Черный уголь, тонкий лед"
OIFF / "Черный уголь, тонкий лед"
Related video

Север Китая. Шахта. Разгрузка угля. В угле – пакет вроде нашей кравчучки, только вместо синих квадратиков розовые. В стык этому кадру – номер в дешевой гостинице: мужчина и женщина играют в карты. Пакет находят рабочие. Женщина и мужчина в гостинице занимаются сексом. В кадре только руки - ее и его. Рабочие разворачивают пакет – там рука. В кадре матрас – двигающийся в вечном ритме – туда-сюда. На простыне раздавленная божья коровка. Смысл символа прозрачен, как тонкий лед: чья-то любовь для кого-то смерть.

Это экзистенциальный пролог фильма "Черный уголь, тонкий лед" о детективе Чжан Зили, жизнь которого катится по наклонной вниз, как сброшенная им пустая бутылка по ступенькам. Он недавно развелся с женой. Ему поручили раскрыть дело с расчлененкой – части тела были найдены в угле - по всей стране. Во время расследования погибают его коллеги. Он увольняется. Пьет. Становится охранником на предприятии. Уныло таскается по мегаполису, потертому, как старые американские джинсы. В городе снова происходит серия убийств по старому сценарию – уголь и конечности. После встречи с бывшим напарником Чжан решает самостоятельно заняться расследованием. Темные закоулки приводят его в местную химчистку. Он видит ее - девушку со взглядом трепетной лани и всегда красноватым кончиком носа.

В финале выяснится, что все дело в дорогом пальто и в бедности, что орудием убийства были коньки. В финале выяснится, что все дело в любви и ее отсутствии. На грязный город как бомбы упадут фейерверки, и будет неожиданный выход к небу. Лицо героини тронет джокондовская улыбка, а герой будет танцевать под дешевый мотивчик дурацкий танец.

Кино похоже на крутой бренд, сшитый в Китае. Вроде и строчки те же, что в оригинале, и ткань получше, но…Режиссер Дио Инань, который хорошо известен на родине как создатель авангардных театральных постановок, работал над сценарием шесть лет. Он, как Мичурин, скрестивший когда-то дикую уссурийскую грушу с французским сортом Бере Диль, соединил нуар и артхаус, смешал социальную и экзистенциальную драму, психологический триллер и абсурд, добавил черного юмора и хулиганского стеба. Этот винегрет оценил и переварил "Берлинале". В этом году на фестивале ленте присудили – "Золотого Медведя", актеру Ляо Фаню, сыгравшего депрессивного детектива – "Серебряного". Составит ли "Дюк" компанию "Медведю", выяснится 19-го июля – в день закрытия фестиваля.

Оксана Савченко