Кто спит на Привозе, или Чисто испанское убийство
В Каннах или Санденсе остросоциальное кино, возможно, контрастирует с благополучным ландшафтом за стенами кинозала. Но в Одессе жизнь не только рифмуется с экранной реальностью, но иногда оказывается интереснее ее. Это стало ясно после просмотра испанского фильма «Убить человека» в программе «Фестиваль фестивалей»
Выйдя из кинотеатра "Родина" - а расположен он возле легендарного одесского Привоза - ты будто снова возвращаешься в зрительный зал. Пьяницы с Привоза находятся здесь настолько давно, что кажутся такими же деталями пейзажа, как деревья или табачный киоск. Изо дня в день они сидят или лежат на одном и том же месте. Как, например, женщина средних лет, полная, с остатками красоты на точеном лице, которая к полудню, напившись, отрубается прямо под деревом. Всегда одним и тем же, на остановке пятого трамвая. Гостей города можно безошибочно определить по тому, что они, увидев ее под деревом, тут же порываются вызвать скорую. Их душевный порыв пресекают местные алкоголики, чинно сидящие на корточках у входа в продуктовый магазин. Они, как греческий хор, сообщают, что даме требуется не скорая, а такси – даме пора домой. И так изо дня в день. На этом фоне остросоциальные европейские фильмы "делают немножко смешно".
Даже если эти фильмы об убийстве и бюрократии полицейской системы, как испанский фильм "Убить человека" Алехандро Альмендраса. Лента уже была отмечена призом большого жюри на фестивале в Санденсе. В ее основе реальная история. Главный герой Хорхе – скромный труженик, живет в неблагополучном районе. Впрочем, испанский неблагополучный район по сравнению с киевской Борщаговкой кажется Оболонскими Липками. Местный бандит Калуле донимает Хорхе - сначала грабит, а затем до полусмерти избивает его сына. Главный герой подает на паршивца в суд. Калуле дают срок - два года, который он честно отбывает. Затем выходит и начинает издеваться над семьей Хорхе: швыряет в дом камнями, угрожает изнасиловать жену и дочь.
Когда Хорхе понимает, что обращаться в полицию бессмысленно, он решает расправиться с нехорошим человеком самостоятельно. Гибель бандита в холодильной камере грузовика – самый яркий фрагмент этого ровного, как гладь утреннего моря, фильма. Актер Даниэль Антивило, сыгравший маскулинного похотливого бандита ничем не хуже своего известного земляка Хавьера Бардема.
Главный минус этого фильма - предсказуемость. Хорхе не способен вынести груз убийства и рано или поздно придет с повинной в полицию. Финал ленты был ясен с момента, когда вопли Калуле навсегда оборвались в морозильной камере. Это было также предсказуемо, как и то, что сейчас я пойду в кинотеатр "Родина" и увижу под деревом забывшуюся пьяным сном женщину с остатками красоты на точеном лице.
Оксана Савченко