От Сяна до Пекина. Как выбирают столицы олимпиад

Столицей зимних Олимпийских игр 2022 года стал Пекин. Сейчас мало кто вспоминает, что среди городов-претендентов на эти игры был и Львов

Фото: nsidethegames.biz
Фото: nsidethegames.biz

"Что-то вы к нам зачастили", − могли бы сказать жителя Пекина в адрес Международного Олимпийского комитета после того, как заявка китайской столицы победила в конкурсе за право проведения зимних Олимпийских игр 2022 года. Именно опыт успешного проведения в Пекине летней Олимпиады 2008 года стал решающим фактором.

На сессии МОК в Куала-Лумпуре (Малайзия) Пекин победил единственного конкурента −Алма-Ату − со счетом 44:40. Казахской стороне не помог даже англоязычный спич мэра Алма-Аты Ахметжана Есимова "Ви нид зис гейм", моментально ставший хитом интернета.

Впрочем, на старте отбора столицы ОИ-2022 (июнь 2013 года) желающих было хоть отбавляй. Меньше, конечно, чем на выборах в Чернигове, но тоже немало – более 20 городов, включая коллективные заявки Тироля и США. Однако до промежуточного этапа отбора дошли только шесть заявок, в числе которых был и наш Львов. Компанию Пекину, Алма-Ате и Львову составили Краков, Осло и Стокгольм.

О претензиях Украины на зимнюю Олимпиаду 2022 у нас уже успели подзабыть и не любят вспоминать. Мы официально отказались от идеи Игр во Львове в мае 2014 года из-за ситуации в стране, скромно отметив, что намерены побороться за следующую белую Олимпиаду – 2026 года.

Идея организовать Игры в Карпатах (Львов, Буковель, Тысовец, Боржава) несколько лет назад не казалась такой уж фантастической. После футбольного Евро-2012 заинтересованные лица в Украине почувствовали вкус к строительным подрядам и были не прочь повторить интересный проект в более крупных масштабах. Помню, когда я в министерстве спорта спросил президента НОК Украины Сергея Бубку, не является ли идея борьбы за проведение ОИ-2022 проявлением специфического донецкого чувства юмора, он убеждал меня в абсолютной реалистичности проекта. Подтверждение его уверенности я ощутил буквально через несколько минут, увидев, как Бубка выходит из здания министерства в компании тогдашнего вице-премьера Бориса Колесникова и министра спорта Равиля Сафиуллина. Эта команда не боялась никого и ничего. Тогда никто не мог себе представить Евромайдан и последовавшие за ним события, уменьшившие интерес к спорту в нашей многострадальной стране. Сначала Украине пришлось отказаться от Евробаскета-2015, а потом и от борьбы за ОИ-2022. Что ж, бывает. Мы не первые в истории. Скажем, Барселоне, где должна была пройти Олимпиада-1936, было гораздо обиднее.

Один эффективный менеджер умудрился получить для своей страны две Олимпиады в один год – зимнюю в Гармиш-Партенкирхене и летнюю в Берлине. Было это в 1936 году, а звали менеджера Адольф Гитлер

Но вернемся к процессу отбора. Символично, что в финал вышли только две заявки, причем обе от азиатских стран, что уже выглядело несколько конфузливо – так как ОИ-2018 принимает южнокорейский Пхенчхан. То есть, страдает принцип ротации континентов. Но что делать, если европейские соискатели отказались от борьбы. Так уж складывается сегодня, что доверить крупнейшие спортивные соревнования стало возможно, прежде всего, странам с авторитарными режимами. Цивилизованные и демократические считают деньги и прислушиваются к общественному мнению. Там могут провести референдум, как это было, в Мюнхене и Осло в контексте ОИ-2022, и несознательное население скажет: не нужна нам такая спортивная двухнедельная роскошь, на которую нужно потратить бешеные деньги. И не такие уж мы страшные фанаты керлинга и поклонники бобслея, обойдемся.

Зато в странах, где демократии поменьше, а амбиций побольше, подобные задачи решаются куда проще. Вот и едут Олимпиады в Китай, Россию, Корею, а футбольные чемпионаты мира – в ЮАР, Россию, Катар. Там, если пообещали, то точно все сделают и протестов не допустят. А на какие-то нюансы с правами человека можно временно закрыть глаза. В этом плане есть давние исторические наработки: один эффективный менеджер умудрился получить для своей страны две Олимпиады в один год – зимнюю в Гармиш-Партенкирхене и летнюю в Берлине. Было это в 1936 году, а звали менеджера Адольф Гитлер.

Собственно, финал конкурса за право принять ОИ-2022 оставил членов МОК без такого рода проблем: что Китай, что Казахстан находятся на одном уровне демократии и прав человека. В итоге Пекин станет первым городом, который примет у себя и летнюю, и зимнюю Олимпиады.

Есть еще один любопытный момент. Любители конспирологии предполагают, что выбор Китая является предпосылкой к тому, что в случае, если все-таки чемпионат мира по футболу 2018 года у России отберут (а исключать этого нельзя), то Китай мог бы принять турнир у себя. Стадионы и инфраструктура в стране имеются, и Россия против Китая рта не раскроет и санкциям не подвергнет.