Шаги командора. Куда не идет Азаров

Каждый из трех учредителей так называемого Комитета спасения Украины, созданного в Москве, иллюстрирует один из пороков, доведших Украину до революции и войны

Фото: AFP
Фото: AFP

Великий командор защитников Гроба Господня, кавалер орденов Риу-Бранку и Великого князя Литовского Гядиминаса дал в Москве пресс-конференцию. У престарелого рыцаря есть еще много наград, званий, титулов и прозвищ, самым известным из которых было и остается народное: Киля-Кровосись. В уголовном деле он проходит как бывший премьер-министр Украины Николай Янович Азаров, 1947 года рождения, находящийся в бегах. На московской пресс-конференции беглец попробовал предстать перед публикой в новой ипостаси − гонимого спасителя.

Созданный им Комитет спасения Украины (в изгнании) являет собой поучительное зрелище. Каждый из трех его учредителей иллюстрирует один из пороков, доведших Украину до революции и войны. Самая никчемная фигура − мошенник Игорь Марков (тоже, кстати, орденоносец), на котором, кроме орденов, болтается несколько уголовных дел еще с тех пор, как он сбежал с какой-то одесской помойки, неудачно сфальсифицировав тендер на вывоз мусора. Такие люди нередко рвались в ВР с единственной целью – избежать тюрьмы.

Бывший народный депутат Владимир Олейник личность более сложная. Он родился в глухом селе, в семье баптистов. И первое что сделал, выйдя в большой мир – разорвал связь со своим христианским прошлым. Пошел в комсомольцы, продвинулся по партийной лестнице, дослужился до народного судьи, закончил высшую партийную школу. В начале 90-х решительно разорвал с компартией, был избран мэром Черкасс и эволюционировал в рыночника. Оранжевую революцию воспринял конструктивно. В 2006 году прошел в парламент по спискам БЮТ, но в неблагоприятные для Юлии Тимошенко времена переметнулся в Партию регионов. В разгар Майдана сбежал из страны вслед за президентом Януковичем. На последнем витке своей эволюционной спирали признал Януковича преступником и был выдвинут в президенты Украины бутафорным Комитетом спасения Украины (в изгнании). В своем выступлении дал понять, что первым делом Украине надо отказаться от претензий на Крым, много и не к месту поминал Господа Бога, выражал готовность встать на колени и зачем-то сообщил, что Христос воскрес.

Наибольший же антропологический интерес представляет, бесспорно, сам командор. У Азарова много недостатков, но основной из них – маразм. Конечно, Николаю Яновичу не чуждо предательство. Но оно как-то невыразительно. Создается впечатление, что он даже стесняется при всех поносить Януковича и придумывает заковыристые формулировки, вроде: "Янукович, которого я знал, был совершенно разным человеком".

В истории так иногда бывает: под властью анекдотических персонажей все государство вдруг превращается в анекдот. Проводить жизнь в такой стране грустно и опасно

А вот по уровню и размаху маразма у Азарова не было равных последние двадцать лет. В конце 90-х Николай Янович занимался скромным, в сущности, делом - собирал налоги. На этом поприще ему удалось вытворить невозможное – он создал такую систему, которая заняла 182-е место в мировом экономическом рейтинге по удобству налогообложения (всего в рейтинге на тот момент участвовало 182 государства). После этого старик долго удивлялся – почему экономика не работает? На посту премьер-министра проявил себя не менее ярко. Виновниками всех бед объявил "папередников", закупал гречку в Китае, призывал народ в целях борьбы с приближающимся голодом брать в руки лопаты, лично участвовал в увеличении поголовья крупного рогатого скота, вычитывал продавцов в супермаркетах за то, что виноград у них не крымский, а итальянский, требовал зачем-то закрыть секс-шоп… Из системных его усилий запомнилась попытка возродить Госплан, которая привела к распилу бюджета несколькими олигархами. Правда, самому Азарову ничего кроме пары-тройки орденов от этого распила не досталось.

Злые языки утверждают, что именно из-за того, что в свое время старику не обломилось несколько миллиардов, ему теперь приходится таскаться по пресс-конфренциям и, кряхтя, отрабатывать подачки ФСБ, в глубине души надеясь, что язык до Киев доведет. Он так и говорит: "Будем идти на Киев!" Это означает, что идти престарелому рыцарю на самом деле некуда.

По большему счету ничего экстраординарного ни Марков, ни Олейник, ни даже Азаров собой не представляют. В любом обществе, в любой стране есть свои человеческие отбросы. Только вот в нормальном обществе место им – или в тюрьме, или в сумасшедшем доме. До недавних пор Украина не была нормальной страной, и потому наибольшие шансы на выживание и самореализацию получали самые девиантные организмы вроде Азарова и Олейника.

В истории так иногда бывает: под властью анекдотических персонажей все государство вдруг превращается в анекдот. Проводить жизнь в такой стране грустно и опасно. Вблизи клоуны-государственники становятся страшны и могут загубить целое поколение. Ну а гражданам остается лишь смеяться (психологи утверждают, что это такая защитная реакция), но при этом сами они находятся внутри анекдота в качестве массовки. Такой страной-анекдотом вчера был Советский Союз, сегодня – Россия. До недавнего времени и Украина была страной-анекдотом. Нам еще долго придется расхлебывать несмешное наследие смешных политиков. Но радует, что сами политические клоуны массово переселяются в Москву. И шансов вернуться у них нет. Разве что в качестве подсудимых.