Наши люди. Почему Украине нельзя отказываться от людей на оккупированной территории

В результате войны в Украине появились оккупированные территории, а в наших головах прошла граница между своими и чужими

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

К чужим мы часто причисляем всех, кто остался жить "под оккупантом". На самом деле разделение между сторонниками и противниками украинской государственности не соответствует границам, обозначенным в минских договоренностях. В Крыму и Донбассе осталось много патриотов, а в незатронутых боевыми действиями украинских городах – немало тех, кто убежден, что "от дружбы с Россией никуда не уйти".

На эту пятую колонну не обращают внимания до тех пор, пока ее представители не становятся участниками диверсионно-террористических групп. На украинских патриотов, оставшихся на оккупированной территории, также не обращают внимания, пока они не становятся жертвами преследования российских спецслужб и не оказываются за решеткой.

На своей страничке в Facebook крымчанка Ell Levitska, вынужденная еще в прошлом году уехать в Николаев, описывает два разговора с жителями этого города. Свидетелем первого она случайно стала в фирме по обслуживанию оргтехники. Одному мужчине что-то напутали с заказом, и он взорвался: "Девушка, я вам не каким-нибудь бандеровским – я вам русским языком объясняю!". Во время второго разговора Ell Levitska рассказывала новому знакомому о "прелестях" российской оккупации в Крыму. Он, внимательно все выслушав, ответил: "Да, ужасно у вас там. Но тут тоже. Тут столько бандер появилось в последнее время. Представляете, говорят на своем (!) языке и крестятся в церкви не по-нашему".

"Можно отказаться от любых территорий и от любых материальных ценностей. Но нельзя отказываться от людей, считающих Украину своей родиной и ожидающих от нее помощи"

"Это в Крыму предатели, ага! – замечает Ell. – Я не поддерживаю идиотов, визжащих, что "в Крыму остались одни предатели, кто хотел – тот уехал". В Крыму – моя мама и много дорогих мне людей. Которые остались там, потому что здесь они никому не нужны (это я могу сказать с уверенностью, живя уже три месяца в статусе переселенца)".

Едва ли Украина может сейчас существенно помочь патриотам на захваченных землях материально, но кое-что она могла бы сделать и без финансовых расходов. К примеру, до сих пор законодательно не отрегулирован правовой статус украинских граждан на оккупированных территориях. Из-за этого крымчане, в том числе и патриотично настроенные, не могут продать свои квартиры и вывезти деньги "на материк". Не могут выехать с вещами в Украину, поскольку движение грузового транспорта прекращено. Не могут получить доступ к собственным банковским счетам.

В День памяти жертв Голодомора во многих окнах Донецка стояли зажженные свечки. Несравненно более мужественный поступок, чем прогулки по Киеву с желто-синей ленточкой на сумке. С самого начала войны много говорят о том, что отказ от Донбасса и Крыма пойдет нашей стране на пользу. Уверен, что можно отказаться от любых территорий и от любых материальных ценностей. Но нельзя отказываться от людей, считающих Украину своей родиной и ожидающих от нее помощи. Или хотя бы сигнала: "Я – с вами".