Не на кого положиться. Почему украинцам не стоит рассчитывать на российскую оппозицию

Сегодня в России около десяти оппозиционных партий и объединений. Однако большинство из них готово к компромиссу с Кремлем, а остальные, хотя и выступают против аннексии Крыма и конфликта в Донбассе, пока не имеют достаточной электоральной поддержки

Фото: 24today.net
Фото: 24today.net
Related video

Константин Боровой в прошлом — успешный российский предприниматель, а ныне — оппозиционер, гражданский активист и один из немногих россиян, бескомпромиссно поддерживающих Украину. По просьбе Фокуса он составил краткий обзор политических партий и гражданских объединений, называющих себя российской оппозицией. "Это несколько упрощенное описание, чуть схематичное и немного циничное. Оно не должно было бы исходить от одного из лидеров оппозиционной партии, поэтому его правильнее назвать экспертным, и мои оценки также следует рассматривать не как политические, а как экспертные", — уточняет Константин Боровой. Далее — его текст.

**********

Оппозиционные силы в России

1. ПАРНАС — сегодня наиболее влиятельная оппозиционная политическая сила. В основном, влияние ПАРНАСа связано с историческим наследством: от Егора Гайдара и раннего Бориса Ельцина до Виктора Черномырдина периода демократии и Бориса Немцова. В более благополучных условиях электоральный рейтинг партии мог бы достичь 5–10%. Но сегодня отношение к партии определяют две фигуры лидеров — Михаил Касьянов и Илья Яшин. При этом дискредитирующее воздействие пропаганды, начатой против Касьянова еще в период его премьерства, заметно ослабило его личный рейтинг. А его нынешняя чрезмерная осторожность, "цивилизованность" и стремление к поиску компромиссов с Кремлем существенно снижают рейтинг партии в целом. Илья Яшин — также политически слабая фигура. Личные качества, связанные с его комплексами неполноценности, неуживчивостью, неуспешностью в реализуемых партией программах, негативно влияют на рейтинг политсилы. Пока осознанная потребность в новом сильном руководстве искусственно сдерживается Касьяновым и Яшиным, которые не хотят перемещаться на второстепенные роли и очень ревниво относятся к молодым инициативным активистам. Однако в перспективе партию ждут смена лидеров и усиление оппозиционной активности.

При этом привлечение в лидеры партии Алексея Навального — по сути, откровенный компромисс с Кремлем, который продвигает этого политика достаточно витиеватыми способами: выборы мэра с неожиданной поддержкой депутатов-единороссов, искусственные судебные процессы, которые должны были создать имидж оппозиционера, включение в псевдонегативную кампанию, существенное финансирование его проектов и сливы через них компромата. Теперь присутствие Навального в ПАРНАСе позволяет Кремлю контролировать партию и в целом оппозиционное движение, что было критически важно в период активизации протестных настроений в 2011–2013 годах. А для лидеров ПАРНАСа фигура Навального служит некоторой защитой от конкурирующих молодых функционеров и является своего рода соглашением с Кремлем, позволяющим надеяться на допуск к выборам и получение хотя бы символического представительства в органах власти. На электоральный рейтинг партии присутствие Навального в ПАРНАСе не влияет или несколько снижает его. Перспектива — распад искусственной коалиции либералов и националистов-популистов.

2. Яблоко. Лево-популистское движение, концептуально ориентированное на сотрудничество с властью. Добивается представительства в правительственных органах любыми возможными компромиссами. Как результат — представляет собой кадровый ресурс партии власти и власти в целом. Электоральный рейтинг 3–7%.

3. Политическая группа Владимира Рыжкова, бывшего сопредседателя "Республиканской партии России — Партии народной свободы", и присоединившихся к нему лидеров. Делает попытку оформить компромисс с Кремлем на основе коалиции с одной из двух вышеупомянутых партий, чтобы принять участие в выборах и получить для своих лидеров любой политический статус. Самостоятельное влияние небольшое, в диапазоне 0,1–1%. Перспективы отсутствуют.

4. Партия "Западный Выбор". Занимает радикальную оппозиционную Кремлю позицию. В коалиции не вступает из-за концептуальной неприемлемости компромиссов с Кремлем. Самостоятельное влияние в диапазоне 0,1–0,5%. Перспективы в современной структуре власти и электорального процесса отсутствуют.

Многочисленные незарегистрированные или лишенные регистрации демократические партии, в основном, сопровождающие ПАРНАС. Самостоятельный рейтинг отсутствует.

5. Условно оппозиционные левые, националистические и популистские партии, критикующие власть за либерализм и отсутствие популистских решений. Находятся под большим влиянием Кремля. Электоральный рейтинг отсутствует.

6. Созданные Кремлем партии и группы, поддерживающие системных либералов в Кремле и в правительстве (Кудрин, Прохоров, Нечаев, Титов, Чубайс, Гозман и другие). При включении существенных финансовых и информационных ресурсов рейтинг может подниматься. В структуре кремлевских "диванных" партий рассматриваются группами силовиков и националистов как конкуренты. Эпизодически подвергаются дискредитирующим кампаниям на персональном уровне. В переходный период смены власти их влияние может усилиться.

7. Индивидуальное протестное движение — небольшие группы, концентрирующиеся вокруг протестных активистов, участников пикетов и групп в социальных сетях. Заметным влиянием не обладают.

Оппозиционные силы за пределами России

8. Структуры Гарри Каспарова. Воздействуют на внутриполитическую ситуацию через информационные ресурсы и экспертные институты. Задачи политической структуризации не ставятся.

9. Структуры Михаила Ходорковского. Воздействуют на внутриполитическую ситуацию через информационные ресурсы и экспертные институты. Судя по несколько парадоксальным и популистским политическим заявлениям, решают задачи личного политического продвижения Михаила Ходорковского для активного включения в политический процесс на этапе возможного переходного периода в России.

Вывод

Можно говорить об отсутствии внутри России сколько-нибудь влиятельной оппозиции. При этом в стране проводится мощная антидемократическая пропагандистская кампания, а политическая полиция (спецслужбы) проводят высокопрофессиональную деструктуризацию оппозиционного движения. Что касается действующих за пределами России центров координации оппозиционной активности, то они могут усилить свое влияние на внутриполитическую ситуацию, если задействуют инструменты информационного противостояния периода "холодной войны". Но Украине надеяться на оппозицию в России не стоит.