Игра на выживание. Кто хочет прикрыть открытые закупки медикаментов
Пока "общественники" ищут недостатки в международно признанных и прошедших сертификацию в Украине препаратах, пациенты умирают без необходимых лекарств
В 2015 году на волне спорадического желания перемен Украине удалось совершить нечто и вправду немыслимое в системе здравоохранения: внушительная часть бюджетных средств, предназначенных на закупку лекарств для больных с тяжелыми и редкими заболеваниями, не была разворована.
Дело в том, что система осваивания больших бюджетных средств всегда являлась главным источником обогащения безымянных для общества "баронов". Что мы знали о закупках лекарств в пердыдущие годы? Практически ничего. "Все воруют" — без уточнений, поскольку процесс закрытый, почти тайный. Все было расписано, рассчитано и разыграно как по нотам.
Но пришло время, и энтузиасты, решив, что Украина заслуживает лучшего, изменили правила игры. И больше 2 млрд грн отдали в управление цивилизованным компаниям. Чтобы те по четко прописанным правилам смогли закупить больше качественных препаратов и сделать это вовремя. И отчитаться, как у них принято.
Казалось бы, победа, но тут началось мятежное и бессмысленное: "Закупают некачественное!", "Врут, что будет вовремя!", "Уничтожают местных производителей!", "Проводят эксперименты на детях!". Чувствительные к публичным заявлениям и дорожащие репутацией иностранные компании — распорядители бюджетных средств уже и не рады, что ввязались в этот марафон и вынуждены ходить на бессмысленные встречи с "общественностью", вооружившись документами и объяснениями. При этом известны и правила торгов, и потенциальные участники, и победители — весь рутинный процесс прозрачен. И если существуют претензии к конкретному препарату, почему бы об этом не уведомить заранее, не внести ограничения в соответствующие документы до объявления торгов?
Да потому что это не выгодно. Потому что игра на вытеснение открытых и вразумительных закупок в сфере, которую только сказочные феи, существа мифологической природы, не считают разложившейся и ущербной, стоит свеч. И в ход идут любые манипуляции: от криков "вражины заморские хотят поубивать наших детей" до требований "проводить публичные экспертизы лекарств". Вот, например, одно из "предложений для исправления ситуации" в стиле "не то закупают, караул!": "Приостановить выполнение соглашения между Crown Agents (одна из международных организаций) и Министерством здравоохранения Украины". Святая простота. И только между строк читается: "У нас есть претенденты получше на бюджетные-то деньги".
Однако "в Европах" принято отвечать за свои слова и соблюдать соглашения, особенно если речь идет о здоровье сотен тысяч граждан. Там у них, цивилизованных, странный дефект: они не могут поверить, что кто-то из-за собственной выгоды, прислуживаясь за мзду, может врать и препятствовать закупке лекарств, без которых каждый день умирают люди. Поэтому представители международных организаций в ответ на пламенные речи "борцов за качество" препаратов как бы интеллигентно разводят руками: вы что имели в виду, когда нас приглашали?
"У желающих прикрыть открытые закупки есть еще аргументы: а вы не все прописали! А у вас молоко убежало! А вы убить хотите! Или: о ужас, препараты, применяющиеся для лечения онкологических болезней, имеют побочные эффекты. Скажите это больному, прошедшему химиотерапию"
Пока эти удивленные жесты едва различимы (европейцы отлично умеют делать вид, что плохое им приснилось), и беспокоят они только тех, кто понимает суть происходящего во всей его безжалостной пошлости и дикости. Противники закупок лекарств через международные организации сейчас обвиняют нынешнее руководство Минздрава в несовершенстве правил регистрации лекарственных препаратов, прописанных в начале двухтысячных. Почему-то все предыдущие годы мало кого интересовал процесс регистрации. Как составлялась номенклатура и почему из года в год торги по такой-то позиции выигрывал один и тот же производитель? Почему лекарственных препаратов регистрировалось в разы больше, чем тех, которые на самом деле использовались в Украине? И почему вдруг именно сейчас назрела необходимость доказывать качество и эффективность лекарств, которые уже одобрены, зарегистрированы и доступны для применения в Украине?
У желающих прикрыть открытые закупки есть еще аргументы: а вы не все прописали! А у вас молоко убежало! А вы убить хотите! Да, еще не закупили, да, пока только обсуждаете, но ведь хотите убить! Или: о ужас, препараты, применяющиеся для лечения онкологических болезней, имеют побочные эффекты. Скажите это больному, прошедшему химиотерапию.
Тем временем тысячи тяжело больных нуждаются в лекарствах. Сейчас. Люди умирают без необходимых препаратов. Каждый день. Потому что препаратов нет. Зато есть "общественники", которые обсуждают производителей, дозирование, упаковку и требуют ничтоже сумняшеся: сделайте так, как я говорю, потому что я так хочу. И лекарства не закупаются, процесс приостановлен. Ведь есть грамотно раздутый конфликт, и даже может выгореть очередное криминальное дело против тех, кто помешал украсть.
Вы, власть имущие, действительно думаете, что люди, разгребающие авгиевы конюшни с дерьмом предшественников, пытающиеся принять прозрачные правила в системе здравоохранения и при этом вынужденные ходить на допросы по надуманным поводам, как на работу, — вы думаете, эти люди семижильные? И кто-то еще, из немногочисленных порядочных, не ворующих, захочет продолжить тягаться с дерьмом под угрозой тюремного срока?
Никто не захочет. И Украина, если позволит свернуть международные закупки, окажется обречена. Следующих попыток повернуть страну к цивилизации придется ждать еще долго.