Диалектика Гройсмана: чего ожидать от нового главы правительства

Премьеру предстоит совместить необходимость вести диалог с олигархами и насущную потребность поддержать развитие малого и среднего бизнеса

Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента
Фото: Михаил Палинчак / пресс-служба президента

Правительство Гройсмана начинает свою работу в неблагоприятных условиях отсутствия экономического роста и сохраняющейся зависимости Украины от финансовой помощи Запада. Никто не отменял и продолжающийся конфликт с Россией в Донбассе. Этими факторами частично объясняется непривычно напряженные коалициада и премьериада.

Новый глава правительства постарался обозначить свои приоритеты еще до утверждения парламентом: наведение порядка в таможенных и фискальных делах, эффективное государственное финансирование, активная социальная политика. Уже представляя программу действий правительства, Владимир Гройсман пообещал жесткий менеджмент и принятие системных решений. Объективно говоря, без оперативного принятия решений, которые смогут изменить ситуацию, в частности в Государственной фискальной службе, премьеру придется несладко. И демонстрацией успехов в части децентрализации, близкой и понятной Владимиру Борисовичу, компенсировать рейтинговые потери не удастся.

На помощь премьер-министру может прийти вступающий в силу с 1 мая новый Закон "О государственной службе", который в идеале способен привлечь профессионалов в исполнительную власть и сделать ее более эффективной. Но здесь есть и обратная сторона: выкорчевывание бюрократов может серьезно затормозить процесс принятия решений правительством. Поэтому Кабинету министров предстоит ощутить управление в ручном, даже авторитарном режиме. При этом отношения с Верховной Радой будут носить иной характер: там Владимиру Гройсману пригодится почти полуторагодичный спикерский опыт и способность находить компромиссы. Безусловно, не только в сессионном зале, но и с кукловодами депутатских фракций и групп.

"Наивно полагать, что Гройсман будет обреченно ждать олигархической милости"

Парадоксальность ситуации заключается в том, что управленческая карьера Гройсмана и политическая логика его действий предполагает его активизацию в части поддержки национальной буржуазии. Как совместить необходимость вести диалог с олигархами и насущную потребность дать импульс развитию малого и среднего бизнеса, премьеру придется решить буквально весной.

Хрупкость парламентской коалиции и ожидания "фронтового" демарша во главе с экс-премьером Арсением Яценюком потребуют от главы Кабмина формирования собственной группы поддержки в Верховной Раде. Судя по результатам голосования за нового премьера, правительство и его программу, на роль союзников готовы претендовать депутатские группы "Воля народа" и "Видродження". Однако наивно полагать, что Гройсман будет обреченно ждать олигархической милости, для него перспективнее формировать собственный резерв голосов.

Напряженная премьериада поставила ребром вопрос об отношениях Гройсмана и Порошенко. Переход нового премьера от статуса младшего политического партнера президента к роли самостоятельного политического игрока оказался неожиданным для многих, однако предполагать постоянное обострение между ними не стоит: глава государства и премьер стратегически находятся в одной лодке. Их конфликт практически неизбежно спровоцировал бы досрочные парламентские выборы, по результатам которых нынешняя конфигурация власти вряд ли сохранилась бы.

Продемонстрировав во время премьериады политические амбиции, Владимир Гройсман будет вынужден отодвинуть их на задний план ради исполнения роли крепкого хозяйственника на общенациональном уровне. Диалектика ситуации заключается в том, что именно успех на этом поприще создает ему пространство для политического роста.