Тест Евровидением. Что о нас думает Европа
Песенный конкурс оказался уникальным шансом для Украины узнать, что о нас на самом деле думает Европа
Первая мысль после победы Джамалы, посетившая, скорее всего, не только меня: "Вот это кредит доверия, вот это вера в нашу страну! Спасибо, Европа! Мы не подкачаем!". Это если смотреть в целом на результат. Если же углубиться в то, как голосовали страны-участницы, — в особенности в результаты смс-голосования, — открывается неприятная картина.
"Евровидение - не место политике!"
Страны, отдавшие больше всего голосов за Украину (по 10-12 баллов одновременно от жюри и от населения) — Польша, Сан-Марино, Италия, Латвия, Грузия, Молдова и Азербайджан (данные собраны и подсчитаны редактором "ФинКлуба" Вячеславом Садовничим). Как в список поддержавших Украину затесалась Сан-Марино, объяснить трудно. Остальные же поставили высокий балл по вполне понятным причинам: хорошие отношения с Украиной, общее советское прошлое, общая боль и/или довольно прохладные отношения с Россией — за исключением Азербайджана, который отлично ладит с обеими странами. Выбор Италии можно объяснить разными факторами — от большого числа украинских гастарбайтеров до эмоциональной окраски песни, которая оказалась близкой итальянцам, но, как бы там ни было, Италия (10/12) — единственная "коренная" европейка, отдавшая высшие баллы за Украину.
Как голосовала Старая Европа? Германия (жюри/население) — 7/6; Великобритания — 10/5; Франция — 0/10; Швеция — 0/7; Ирландия — 0/4; Швейцария — 6/4; Нидерланды — 3/7; Испания — 0/7. Похоже, европейцев песня Джамалы и ее исполнение совсем не тронули, а многих даже возмутил политический подтекст. Достаточно зайти на Facebook-страницу Eurovision Song Contest, чтобы убедиться в этом. "Песня была политической, а потому должна быть дисквалифицирована. Песня — мусор и не заслужила победы, по моему мнению", — написала Сара Джойнс из Великобритании, чей комментарий набрал больше трех сотен лайков. "Польша была лучшей, сильный вокал, отличная песня. В отличие от ужасной украинской песни", — считает Флемминг Нильсен из Швеции. "Э, извините, но песня Украины — дерьмо", — слова Патрисии Левандовской из польской Гдыни, ныне проживающей в немецком Мюнстере. Ее комментарий оказался одним из самых популярных и собрал 2,4 тыс. лайков. "Да ее песня с*сет!", — рассердился Рафаэль Альткон из Голландии. "Этот конкурс больше не про талант, он про политические лозунги", — интеллигентнее всех возмутилась шведка Александра Хедборг.
Украино-российский феномен-2016
А теперь посмотрим, какие страны поставили высшие баллы России — то есть по 10-12 пунктов и от жюри, и от населения. Такими государствами оказались Азербайджан (12/12), Беларусь (12/12), Кипр (12/10) и Греция (12/10). Жюри от многих других стран, особенно Старой Европы, присудило РФ достаточно низкие оценки: Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Италия, Великобритания, Германия, Швейцария - все от нуля до трех. Зато смс-голосование фактически вытянуло Россию: жители Болгарии, Армении, Азербайджана, Эстонии, Сербии, Молдовы и Германии (!) отдали Сергею Лазареву по 12 баллов, Мальта, Израиль, Черногория, Венгрия, Словения и Сан-Марино — по 10.
"Нам вообще стоит смириться с тем, что к Украине в Европе относятся достаточно спокойно, если не прохладно"
Несмотря на то, что Евровидение — песенный, а не политический конкурс, многие из нас с вами воспринимают его как соревнование государств, особенно в контексте текущих отношений России и Украины. Поэтому для нас вполне логично, что ни украинское, ни российское жюри не присудило стране-сопернице ни единого балла. В связи с этим результаты смс-голосования оказались тем более неожиданными: украинцы поставили песне Сергея Лазарева максимальные 12, россияне Джамале — 10. И если на российскую десятку нам, в принципе, наплевать - учитывая, насколько сложно доверять российской социологии и как легко подделать результаты смс-голосования, то с украинским баллом, отданным России, всем придется как-то жить, пытаясь понять — настоящая это оценка или поддельная.
Более развернутые данные по голосованию Украины дали бы много пищи для размышлений социологам и политикам. Из какой области Украины Лазареву было отдано наибольшее число голосов, какую роль в этом сыграли Д/ЛРН и как давно владельцы голосовавших номеров приобрели их - все это составило бы куда более ясную картину. Одно из объяснений дал Максим Саваневский, управляющий партнер digital-агентства PlusOne, написавший свои размышления в Facebook. "В Україні голосує кілька сотень тисяч чоловік. Відповідно, щоб бути №1, треба 50-100 тис голосів. Це навіть на рівні купування стартап-пакетів — смішні гроші. Скільки зараз коштує новий номер Київстар/МТС? 15 грн? Тобто за 1 млн грн (чи $40 тыс.) можна отримати 12 балів від однієї країни? Це смішна сума". При этом, один из последних социологических опросов на эту тему свидетельствует, что почти две трети украинцев негативно относятся к России и лишь 28% — поддерживают.
Украина не нужна
"Мне очень понравилось в Украине на Евро-2012. Отличная еда, красивая архитектура, отменный сервис и прекрасные гостиницы. Я приеду к вам еще", — поделился со мной в конце 2014 года сооснователь шведского онлайн-медиа холдинга Nyheter24 Gruppen Дуглас Роос. Евровидение-2017 - отличная возможность для Дугласа вернуться в Киев. Однако инвестировать в Украину он, как и многие шведы, вряд ли будет. "В Украине невозможно работать: ни верховенства права, ни понятных правил игры, да еще дикая коррупция", — сказал год назад другой шведский бизнесмен, совладелец крупного скандинавского инвестиционного фонда. Словом, в следующем году Киев увидит много туристов, но немного инвесторов.
В целом Джамала получила позитивный отклик западной прессы, и восторженных комментариев в ее адрес на фб-странице Евровидения тоже было предостаточно. Однако возмущение европейцев тем, что песня - политическая и не должна была победить — имеет право на жизнь. К примеру, пара моих знакомых — итальянец Маттиа де Колле и австрийка Леони Мелбер — уверены, что выступление Украины было политизировано. "Впрочем, я не вижу в этом ничего плохого", — уточнила Мелбер. Другие опрошенные мной знакомые европейцы вовсе не знали, о чем поет Джамала, и моего восторга по поводу ее победы не разделили.
Нам вообще стоит смириться с тем, что к Украине в Европе относятся достаточно спокойно, если не прохладно — в этом я могла убедиться в течение полутора лет учебы в Стокгольме в 2014-2015 годах. За весь период шведы спросили меня о ситуации в Украине лишь несколько раз, да и то в рамках светской беседы ("Ты откуда? Украина? Оу, кажется, ваша война уже сходит на нет"). Ситуацией в Украине действительно интересовались только выходцы из Йемена и Сирии, чьи страны оказались практически полностью разрушенными в ходе кровопролитных войн.
За последние два года Запад оказал неоценимую поддержку нашему государству — как на политическом уровне, так по части финансов. Но конкурс Евровидение-2016 продемонстрировал: пока Украина очень далека от того, чтобы европейцы ее считали "своей".