Вооружены и безопасны. Какие миротворцы нужны Донбассу

Обсуждение целесообразности расширения мандата миссии ОБСЕ в Украине происходит при полнейшем различии переговорных позиций сторон

Фото: lenta.ru
Фото: lenta.ru

Вокруг идеи наделения специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ полицейскими функциями сломано уже немало дипломатических копий, но она едва ли воплотится в реальность. Слишком отличаются представления всех заинтересованных сторон о ее целесообразности и формате. А главное — этот инструмент не сможет обеспечить прочный мир и сколько-нибудь значимый прогресс в зоне конфликта на востоке Украины.

Украина настаивает на наделении СММ полицейскими функциями и вооружении наблюдателей миссии стрелковым оружием по нескольким причинам.

Первая — для безусловного доступа наблюдателей ко всем объектам на территории Донбасса. Патрули миссии ОБСЕ начинают объезд позиций каждый день в 07:00 и заканчивают работу в 19:00. В остальное время наблюдение ведется с помощью технических средств — видеокамер, беспилотников и т. д. Именно это время используется боевиками для вооруженных провокаций. При этом им крайне важно замести следы перед очередной инспекцией ОБСЕ. Если это не происходит вовремя, наблюдателей просто не пускают на те или иные объекты, всячески препятствуют их перемещению, уничтожают средства технического наблюдения, а иногда обстреливают из стрелкового оружия. Противостоять этому беспределу нынешние невооруженные наблюдатели не в состоянии.

Вторая — Украине необходима более детальная фиксация фактов российского военного присутствия в Донбассе. Для этого Киев настаивает на размещении вооруженной наблюдательной миссии вдоль неконтролируемого участка российско-украинской границы, который путинский "военторг" использует для снабжения боевиков оружием.

Третья, банальная — Киеву необходимо выиграть время, потому что большинство жителей страны негативно относится к идее внесения в Конституцию поправок об особом статусе Донбасса и о проведении выборов на неконтролируемой территории.

"Первая и основная цель — восстановление контроля над неконтролируемым участком российско-украинской границы. Сегодня эта задача реализуется только путем ввода полноценного международного военного контингента"

С точки зрения Украины, наблюдателей ОБСЕ необходимо вооружить, чтобы они могли беспрепятственно осуществлять свои полномочия. Это должно помочь достичь полного прекращения огня, что откроет путь к пошаговой реализации минских договоренностей.

Запад в целом не против расширения мандата СММ — ввиду явного отсутствия прогресса по соблюдению минских договоренностей. Однако единого мнения о формате новой миссии у него сейчас нет.

Россия, которая не раз меняла свою позицию, сегодня заявляет о приемлемости расширения мандата СММ только после принятия Украиной поправок к Конституции об особом статусе Донбасса.

Боевики же и вовсе утверждают, что будут расценивать появление вооруженных патрулей ОБСЕ как агрессию, а самим наблюдателям в случае их вооружения пригрозили физической расправой.

Таким образом, отсутствие прогресса в обсуждении полицейской миссии говорит прежде всего об усугублении дипломатического кризиса вокруг Донбасса. При этом в современном мире нет и не может быть единого решения или единого общепринятого формата урегулирования военных конфликтов.

Мировая практика сегодня четко разделяет два понятия. Первое — миротворческий контингент войск. В данном случае для обеспечения мира вводится полноценное военное подразделение, которое пресекает вспышки насилия путем атаки на инициатора агрессии по обе стороны конфликта. При этом воинский контингент действует под международным мандатом. Характерным примером могут служить легендарные "голубые каски" ООН, с момента своего создания осуществившие более 60 миротворческих операций практически на всех континентах мира. Другой характерный пример — миротворческие операции НАТО.

"Идеальный для нас вариант — размещение контингента НАТО на российско-украинской границе и введение полицейской миссии ЕС"

Второе понятие — полицейская миссия. В этом случае речь идет об обеспечении гражданского порядка в зоне конфликта при обоюдном соблюдении сторонами конфликта ранее заключенных соглашений о мире. Характерным примером могут служить полицейские миссии как ООН, так и ЕС и НАТО, работавшие в разное время в бывших югославских республиках, Грузии, Афганистане, Палестине и других горячих точках.

Применительно к ситуации в Донбассе Украине необходимо четко сформулировать цели и добиваться их реализации. Очевидно, что первая и основная цель — восстановление контроля над неконтролируемым участком российско-украинской границы. Сегодня эта задача реализуется только путем ввода полноценного международного военного контингента.

В то же время восстановление украинского суверенитета в Донбассе возможно при активной роли международной полицейской миссии, которая возьмет на себя функции обеспечения правопорядка.

Правда, из-за наших географических и политических особенностей формат таких миссий предстоит придумать с чистого листа. В любом случае диалог об этом нужно вести на всех возможных площадках — ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ. Идеальный для нас вариант — размещение контингента НАТО на российско-украинской границе и введение полицейской миссии ЕС. Это придаст конфликту необходимое международное измерение, обеспечит сдерживание агрессора и повысит риски эскалации конфликта для России.