Thomas Cook был старейшей туристической компанией в мире, основанной в 1841 году. В ней работали около 22 000 человек. Флот четырех дочерних авиакомпаний – 117 самолетов. Некоторые из них на 9 утра вторника все еще выполняли последние полеты, хотя большинство рейсов перевозчиков уже отменено. Долг компании составляет свыше 1,6 млрд фунтов стерлингов.
В воскресенье поздно вечером Thomas Cook было принято решение ликвидировать. 178-летняя история заканчивается тихо, по обыденному для стороннего наблюдателя, скандалом для 155 тысяч застрявших за границей британских туристах и разбитыми надеждами на отдых еще 600 тысяч купивших тур британцев.
Судя по всему, последние проведут рождественские каникулы дома без какой-либо надежды вернуть потраченные на сгоревший тур деньги. Еще 140 тысяч немецких туристов группы находятся за рубежом. Правительство Великобритании уже приказало Военно-воздушным силам страны подготовить эвакуацию застрявших туристов. Это будет самая крупная эвакуация гражданских лиц в истории Великобритании.
Пока не ясно, что будет с туристами, отправленными иностранными дочерними предприятиями Thomas Cook из Скандинавии, Бельгии, Франции, Германии и России. В свое время Thomas Cook купил контрольный пакет акций Библио-Глобус и… Интуриста. Думаю, судьба этих всех компаний прояснится в ближайшее время. Их же британских коллег по большому счету ждет личная трагедия – по данным Правительства Соединенного королевства только в Великобритании работы лишиться около 10 тысяч человек, еще 12 тысяч будут уволены за рубежом.
Почему же разорился Thomas Cook? Это была истинно старо-британская компания – традиционная, громоздкая и чопорная. Они все еще считали, что именно Thomas Cook задает тон правильного туристического бизнеса.
Thomas Cook был слишком велик, чтобы измениться в современном быстроменяющемся мире
Крах компании случился не потому, что британцы перестали отдыхать. Просто они стали делать это по-другому. Thomas Cook очень поздно увидел перспективу онлайн продаж, пытаясь наверстать упущенное, они дорого купили успешное онлайн турагентство, но не сумели интегрировать его в свой бизнес.
В то время когда туристы массово перешли на онлайн покупки туров, Thomas Cook все еще владел более 500 офисов продаж туров по всей стране. И если 3-4 года назад типичный турист заходил в офис, расспрашивал сотрудника о направлении и отелях и… уходил покупать в онлайн магазин конкурентов, то в последнее время и заходить физически никуда не надо – система отзывов в Booking, Tripadvisor и им подобных позволяет узнать об отеле и направлении более полную и объективную информацию.
Еще один вызов, против которого Thomas Cook не нашел должного ответа, – лоукостеры. С самого своего появления в Европе в начале 2000-х годов Ryanair и EasyJet, а позже и Norwegian с Volotea специализировались именно на перевозке туристов из Северной Европы (в первую очередь Британских островов) на средиземноморские курорты. Лоукостер изначально стал конкурентом чартерных компаний и туроператоров. Но пока они выдавили с рынка маленьких и независимых игроков, таких как Monarch или Small Planet, топ-менеджмент Thomas Cook смотрел на это свысока и считал, что их вертикально интегрированному холдингу такое точно не грозит. Ну да, у них же свой флот круизных лайнеров, четыре авиакомпании в крупнейших западноевропейских странах (117 самолетов на воскресное утро) и собственные отели на самых популярных курортах.
Руководители Thomas Cook не забывали регулярно поощрять себя за отлично проделанную работу – только за последние три года они выплатили себе свыше 50 млн фунтов стерлингов премий. При этом суммарные долги Thomas Cook превысили 1,7 млрд фунтов
Основные акционеры компании – различные пенсионные фонды. Возможно, их представителям не хватило компетенции, чтобы вовремя увидеть пропасть, к которой их вело руководство. Свою лепту внесли и профсоюзы компании, яростно противившиеся против любых сокращений и преобразований. Теперь они все поголовно оказались на улице без каких-либо компенсаций.
Thomas Cook очень затянул с вопросом реструктуризации и поиском инвестора. Сейчас понятно, что системные проблемы у компании были уже по крайней мере с 2011 года. Залив их дорогими кредитами, туроператор оказался в долговой яме, которая только углублялась.
Летом было достигнуто соглашение с китайской Fosun Tourism Group о продаже контрольного пакета акций Thomas Cook. Китайцы должны были получить 75% акций и влить в компанию 950 млн фунтов, 25% должно было перейти кредиторам компании. Но на прошлой неделе кредиторы потребовали от китайской стороны увеличить инвестицию еще на 200 млн фунтов, те отказались, и сделка сорвалась. Что выиграют от банкротства кредиторы, трудно сказать: все же главным активом Thomas Cook есть его бренд, отели в основном франшиза; самолеты, корабли, недвижимость – в основном арендованные.
В этой драме интересна позиция правительств Испании и Турции, пробовавших предложить свои гарантии туроператору на 200 млн евро, которые были бы выплачены ему в течении следующего десятилетия в виде дотации за привезенных на их курорты туристов (если их поток остался бы на уровне прошлого года). Но кредиторы не согласились принять такие гарантии и требовали вливания живых денег.
Что вся эта история значит для Украины? На первый взгляд – ничего. Но если мы вспомним историю двухгодичной давности – тогда банкротство Monarch Airlines и Air Berlin стали (наряду с проблемами с летным персоналом) истинными причинами отказа Ryanair от запланированного на ноябрь 2017 года выхода на украинский рынок. Тогда Ryanair, как и их коллеги из EasyJet, Eurowings и даже Wizzair бросились осваивать освободившиеся ниши в Великобритании, Германии и Австрии. Возможно, сейчас мы увидим нечто похожее. Это конечно не значит, что какой-то лоукостер прекратит свои рейсы в Украину. Нет. Просто наверняка они притормозят открытие новых и бросят свои основные мощности на более дорогие рынки в Западной Европе. Ничего личного, просто бизнес.
А тенденцию выдавливания лоукостерами чартеров отметил еще в феврале 2016 года на конференции в Вильнюсе генеральный директор XL Airways. Тогда на круглом столе, посвященном будущему чартерного рынка Европы, был он и руководители ASL Airways, Small Planet Airlines, Tomas Cook, Enter Air. Он под звонкий смех коллег тогда сказал, если рынок резко не поменяется, через два года на нем не останется никого из нас. Что ж, через три года остались летать из них только польские Enter Air. И похоже, что эти тенденции не только европейские. Или, вернее, Украина тоже европейская страна.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: