Мы ждем перемен. Что показали парламентские выборы

Парламентские выборы показали, что стакан политического терпения в стране наполовину полон. В новую Верховную Раду прошли 70 депутатов прошлого созыва, голосовавших за диктаторские законы 16 января 2014 года

Фото: AP
Фото: AP

В день выборов я стал как-то по-особенному суеверным. Даже в самых незначительных и малопривлекательных вещах мне виделись ЗНАКИ. Я думал об этом, переходя с одного эскалатора на станции метро "Арсенальная" на другой.

В это время сидящий на площадке между пролетами аккордеонист начал играть заглавную мелодию из фильма "Служебный роман" — милой советской истории о том, как обычный чиновник вдруг превратился в предмет обожания директрисы. Поскольку директриса в Раде планировалась одна, да и чиновников во главе партии немного, понял, что Батькивщина и Народный фронт в парламент проходят.

Потом мне начала предсказываться коалиция. Вы любите гадать на книгах? Это когда загадываешь желание, а потом открываешь наобум книжку и тычешь в первую попавшуюся строку пальцем (как вариант — можно загадывать страницу и строчку). Я — люблю.

Я зашел в один из книжных магазинов в переходе в районе парка Славы и решительно направился к полке с литературой нон-фикшн. Гадать на фантастических рассказах я посчитал оскорбительным, хотя и справедливым методом для украинской политики.

С полки на меня глядел президент Виктор Ющенко. В смысле, его автобиографическая книга "Недержавні таємниці". Как и в 2004-м, я снова решил ему довериться. Книга как бы сама раскрылась на 264 странице. Читаю воспоминания премьера Ющенко об отношениях с президентом Кучмой: "Після цього засідання уряду ми з президентом не розмовляли десь тиждень. А потім знову — як нічого не було: жартує, посміхається до мене!"

Решил остановиться. Мне и так понятно, что Арсений Яценюк, чьи отношения с президентом Петром Порошенко не так идеальны, как они хотят представить это публике, снова имеет все шансы оказаться в кресле премьер-министра.

Надеюсь, мы не прогадали, когда 26-го пришли на выборы. Да, нас — тех, у кого было право, а главное, возможность и желание им воспользоваться, — оказалось на удивление мало. 52% избирателей, которые отдали свои голоса шести или семи партиям, критически мало для того, чтобы эти партии могли гордо сказать: "Нас избрала вся страна!"

Народный фронт получил по всей стране голосов примерно столько, сколько в Киеве официально зарегистрированных жителей — около 2,8 млн. По аналогии за Блок Петра Порошенко проголосовала Харьковская область. Самопомич заручилась поддержкой всей Ивано-Франковской области. Симпатиков Оппозиционного блока столько же, сколько и жителей Черкасской области, а если свезти "радикалов" со всей страны, то они могли бы уместиться в Одессе. Для проголосовавших за Батькивщину понадобился бы город поменьше — вполне подошло бы Запорожье.

Я не ожидал, что Оппозиционный блок вообще пройдет, и удивился их высокому показателю на юге и востоке страны. Партия Анатолия Гриценко, которой социологи давали минимум 5%, в итоге не набрала даже их. Насквозь проукраинский Мариуполь, форпост украинских войск и государственности, отказал кандидату от президентской партии, отдав предпочтение олигарху, при котором большая часть Донецкой области ушла из-под контроля руководства страны. Харьковская область как будто не проснулась или не слышала, что в последние месяцы происходило в стране, и дружно проголосовала за переодевшихся самовыдвиженцев-регионалов. В Киеве поддержали львовскую Самопомич больше, чем в самом Львове.

Но эта избирательная разноголосица — все же хорошо. Да, не все делают выводы из недавней истории. Да, не все знают, при какой власти закладывались и при какой потом крепли предпосылки сепаратизма на востоке. Да, можно страдать и плакать у телевизора, видя, как несут тело бойца, погибшего за Украину, а потом пойти и проголосовать за того, кто 16 января поддержал диктаторские законы. Выборы — это история про будущее. Назовите его как хотите — "за реформы", "чтобы лучше было", "да хоть бы не сдохнуть, б….". Выборы — это надежда.

Те, кто пришел на них 26-го, поверил. Другого пути, кроме как провести реформы, изменить конструкцию в стране, комфортные коррупционные правила, просто нет. Я не знаю, о каких реформах на 300 страницах говорили в Блоке Петра Порошенко. Судя по всему, списка реформ, а уж тем более календарного плана его выполнения пока еще нет. Но уже должна быть политическая воля. А бумажки приложатся потом.

Последняя книга, в которую я заглянул в день выборов, была "Черчилль шутит. Лучший юморист британской политики". Афоризм от британского премьера оказался многозначительным: "Если бы все могло быть по-моему, то я написал бы слово "страхование" на воротах каждого дома и в ежедневнике каждого человека, поскольку я уверен, что такая небольшая жертва уберегает семьи от катастроф, которые в противном случае навсегда бы их погубили".

Страховка? Где можно застраховаться от политической глупости, предательства, амбиций, коррупции, двуличия и получить бонус в виде спокойной жизни, благополучия и справедливости? "Сказали мне, что эта дорога приведет к океану смерти, и с полпути я повернул обратно. С тех пор все тянутся предо мной кривые глухие окольные тропы…". Это из Стругацких. Хотя на самом деле — слова из стихотворения японской поэтессы Есано Акико "Трусость". Надеюсь, для реформ новому парламенту и новому правительству хватит и смелости, и мудрости.