90 дней Майдана: Человек должен любить

На Одесском международном кинофестивале показали фильм Сергея Лозницы "Майдан"

kino-teatr.ua
kino-teatr.ua
Related video

Во время показа зрительный зал был забит, народ сидел на полу. На переднем плане перед экраном маячил оператор и снимал реакцию зала (хотелось разбить его камеру – снимать крупные планы зрителей во время просмотра именно этого фильма, на мой взгляд, так же некрасиво, как лезть в чужую постель с фотоаппаратом). У одних сдавали нервы (счастье для оператора!). Другие выходили, насвистывая "Червону руту". Майдан - тест, показывающий, насколько переставили молекулы в вашем организме зимой 2014-го.

Примечательно, что зрители, во время просмотра фильма сохранявшие полное хладнокровие, громче всех потом кричали "Смерть ворогам" и первыми вскакивали во время исполнения гимна Украины. У меня же было ощущение, что тупым ножом вскрыли живот, как это сделал с лошадью герой исландского фильма "Про коней и людей". И дело здесь не в качестве кино, а в условных и безусловных рефлексах. Тому, кто был на Майдане, покажи любые документальные кадры оттуда, и потекут слезы. Смотреть этот фильм – все равно, что идти на операцию без наркоза.

По словам режиссера Сергея Лозницы, его целью было "перенести зрителя на Майдан, показать ему 90 дней революции". Впервые фильм был показан в Канне, так что на "Майдан" Лозницы первыми "перенесли" европейцев. Поясняющие титры в фильме только на английском.

Картина начинается эпизодом в Киевгорадминистрации. Камера статична. Четко виден передний, средний и задний планы. Такой подход используется на протяжении всего фильма – это обеспечивает отстраненность. Рассказывать в повествовательной манере о страшных вещах – единственный способ не впасть в лживый пафос. По мэрии снуют люди, мужик в шапочке рисует плакатик, по лестнице спускаются парень и девушка. Это еще мирный Майдан. И он бьет по нервам так же сильно, как гробы с Небесной сотней в финале. На Крещатике у баррикады в бочке художественно горит огонь, люди поют песни, танцуют, готовят еду. Какой-то не самый трезвый в мире человек поет гимн Украины. Другой - неумело читает со сцены свои стихи. Звучит песня о Януковиче "Витя, чао". Не революция, а карнавал.

Все меняется, когда началось противостояние на Грушевского. Неевропейского вида тетки и дядьки (таким не дают визы), парни, девушки, бабушки разбивают брусчатку, летят шумовые гранаты. Карнавал неспешно переходит в рубилово. И камера дрожит. Это происходит только один раз. Во время столкновений у стадиона Лобановского. Оператор вынужден был нарушить режиссерский концепт статики и побежал – иначе покалечили бы или убили. У меня это вызвало ассоциацию с резвой реакцией европейцев на ситуацию в Украине после сбитого Боинга. Когда война касается тебя лично – сложно сохранять толерантность.

Во время, просмотра "Майдана", прислала эсмеску близкая приятельница из Донецка. Там было написано: "Нам п…ц. Бомбят район". В этот момент она пряталась с девятилетним сыном под ванной. Примерно в это же время умер хороший актер Виталий Линецкий. Говорят, спускался в переход, упал и умер. Ему не было 44-х. Смерть возможна. В этот же день многие европейцы поняли одну простую вещь - события в Украине напрямую коснулись их. Так же как оператор Лозницы понял, что придется нарушить указание режиссера и побежать. Иначе убьют. В фильме есть маленький эпизод: фон черный, за кадром мужской голос, будто выдирая из кишок слова, говорит простую истину, которую люди начинают по-настоящему понимать только во время войны - "Человек должен любить".

Сегодня в Одессе объявят победителей фестиваля. В связи с трагическими событиями закрытие пройдет без праздника и фуршета.