Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Наш кандидат

Расчёт окончен. Итоги спецпроекта «Наш кандидат», или почему Игорь Тупикин «продул» на выборах

Завершая проект «Наш кандидат», Фокус честно рассказывает об успехах и ошибках своего выдвиженца в избирательной кампании-2012
000

Окончание спецпроекта «Наш кандидат»

Ощущение абсурда настигло с самого утра, когда таксист, не первый раз подвозивший меня, похвастался, что успел пораньше проголосовать.
— А за кого? — спрашиваю.
— За Горину, — ответил водитель, несколько дней назад жаловавшийся мне на жизнь, мол, заработка никакого, едва на бензин и еду хватает.
— Погодите, вы же мне на днях говорили, что за Регионы ни за что голосовать не будете.
— Ну да.
— А Горина откуда?
Кажется, за шумом колёс я услышал, как его мозговые извилины обрабатывают этот вопрос.
— Из Регионов, — после паузы ответил таксист и, ещё немного подумав, вышел из положения: — Но она же сколько для стариков сделала.
— За какой счёт всё это?
Опять пауза.
— Не знаю. Я об этом не думал.
Мне не хотелось расстраивать простодушного мужчину. Но пришлось, чтобы знал на будущее, разложить его сегодняшние затраты на еду, телефонную связь, бензин и курево и выделить из этой суммы налоги и акцизные сборы. Посчитав буквально на пальцах, мы выяснили, что, сделав в этот день приобретений на 100 грн., мой таксист подарил государству как минимум тридцатку.
— Теперь понятно, откуда у них деньги на стариков? Или думаете, она из своего кошелька им гречку покупала? Кстати, а как она голосовала по отмене льгот детям войны, которых потом продпайками и подкармливали, не в курсе? А она, вообще, голосует, или за неё на кнопки давят другие, не интересовались?
Даже десятка на чай не улучшила испорченное простой арифметикой настроение водилы.
На подъезде к школе, в которой расположился мой избирательный участок, слышалось пение шансонетки из списка Партии регионов: «Одолжила, одолжила…»
— А кто у вас здесь крутит музыку? — спрашиваю на входе у члена комиссии.
Девушка, отвечавшая за саундтрек, оказалась не из участкома. На бейджике было указано, что она наблюдатель от одного из кандидатов.
— Чем вас не устраивает музыка?
— Таисия Повалий — номер два в списке Партии регионов. Не в курсе? Это не агитация?
— А что тут такого? — прикинулась дурочкой учительница этой самой школы, в которой проходит голосование.
— Откуда играет музыка? По какому принципу вы формируете плей-лист?
— С компьютера… Из дома принесла, что было…
— То есть вы ещё и пиратством занимаетесь? Это уже уголовщина, если вы не в курсе. У меня уже есть все основания вызывать милицию.
Мадемуазель испарилась, и через пару минут на школьном дворе зазвучали другие музыкальные аккорды.

Регионалка Ирина Горина набрала в моём округе 32 604 голоса. Это 46,31% от числа избирателей, пришедших на выборы, и в 24 раза больше голосов, чем за меня.
Задолго до начала избирательной кампании её лицо улыбалось с плакатов на хлебных киосках «Кулиничи» по всей округе, а фамилия значилась на бело-синих растяжках, ограждавших муниципальные ремонтные работы. Узнать, сколько было роздано продовольственных пайков с той самой гречкой, не представляется возможным. На местных телеканалах в жёсткой ротации шли сюжеты о том, как Горина и другие кандидаты от Партии регионов, которых в народе прозвали «брелоками Кернеса» (городской голова Харькова — Фокус), несут в массы добро и заботу.


Ирина Горина начала раздачу продуктовых пайков в округе задолго до изберательной кампании. (Фото Игорь Исаенко)

Тем ценнее для меня были 1347 человек, отдавших мне свой голос. Всего лишь 1,91% избирателей, с которыми у нас совпали убеждения и ценности. Надеюсь, они не обидятся на меня за то, что я привёл несколько цифр, отражающих мои затраты на то, чтобы пробиться к их умам и сердцам.

Всю свою рекламу я ориентировал на молодую, пользующуюся интернетом аудиторию, хотя исторически мой округ — район, где в 60–70-е годы прошлого века массово селились рабочие крупных харьковских заводов, состарившиеся сегодня.
Но если только предположить, что мои листовки и ролик на ТВ были достаточно убедительны для всех возрастных и социальных групп, то на преодоление 24-кратного разрыва с Гориной мне пришлось бы потратить немногим больше
200 000 грн. (около $25 000).
Конечно, это немалая сумма. Но, согласитесь, не такая уж и большая для тех, кого маркетологи и рекламисты называют средним классом, — высокооплачиваемых специалистов или предпринимателей, работающих на себя, людей, которым не привыкать к ответственности за себя и других.
Возможно, мой результат не убедит их попробовать баллотироваться в следующий раз. И никто не может гарантировать, что избирательная система за пять лет не изменится, сохранив возможность пройти в парламент по мажоритарной, а не партийной системе.
Однако я уверен, что если молодые, образованные и патриотически настроенные люди в ближайшие годы не оторвутся от социальных сетей, не поднимут задницы из офисных кресел и не займутся политикой, объединившись ради своего будущего, то окажутся перед совсем другим выбором: стать послушным большинством, оплачивающим из своих налогов прихоти власть имущих, или покинуть эту страну.


Цена поражения
Сколько стоила избирательная кампания

Залоговая сумма при регистрации кандидатом в депутаты — 13 224 грн.
Изготовление печатной продукции:

плакаты формата А3 (2500 экземпляров)

листовки формата А4 (15 000 экземпляров)

наклейки 10х10 (2000 экземпляров)
За всю печатную продукци — 5000 грн.

С распространением листовок и расклейкой плакатов помогли мои друзья, одноклассники и новые знакомые, которые узнали о проекте из социальных сетей и захотели принять в нём участие, заранее понимая, что мои шансы ничтожны.

Поскольку продвижение в интернет никак не отображено в избирательном законодательстве, мы в Фокусе использовали таргетированную рекламу проекта «Наш кандидат» в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте». Однако это нельзя назвать агитацией: в своих публикациях и видео я не призывал голосовать за меня, поэтому не учитываю здесь расходы на онлайн-продвижение (около 3000 грн).

Размещение рекламного ролика на местном телеканале (8 выходов по 45 секунд) — 3690 грн.



Таким образом, все мои расходы на избирательную кампанию составили 21914 грн.

Из них агитационная продукция — 8690 грн.

В своих материалах я использовал арт-приёмы, молодёжные фишки и интернет-мемы:
- ковёр с логотипом Олимпиады-80, символизирующий связь с ценностями старшего поколения, способность к самоиронии, и то, что для меня участие всё же было важнее, чем победа,
- стилизованный действующий QR-код, который переводит смартфоны на страницу проекта на Фокус.ua
- технологию видео timelapse,
- пародию на известное видео с участием харьковского губернатора Михаила Добкина и мэра Геннадия Кернеса.

5 причин участвовать в выборах

1. Избирательная кампания не требует многомиллионных вложений и специальных знаний. К тому же участие в ней относительно безопасно. Столкновения с криминальными элементами и коррумпированными силовиками возможны, но владельцам малого и среднего бизнеса к этому не привыкать, а статус кандидата в депутаты позволяет вам на время выборов в любое время требовать защиты правоохранительных органов.

2. Сам факт вашего участия в выборах привлечёт к вам внимание не только недоброжелателей, но и людей, готовых сделать посильный вклад в вашу победу, при этом желающих остаться вне избирательного процесса.

3. Стремительное развитие интернета и социальных сетей в ближайшие годы избавит вас от проблемы закрытого или слишком дорогого доступа к подконтрольным власти СМИ, невозможности вести агитацию наравне с провластными партиями и кандидатами. Вам такие возможности просто не понадобятся, потому что даже пожилые люди будут рассматривать интернет не только как средство общения и развлечения, но и как источник информации.

4. Вы получите новые знания и опыт, которые пригодятся даже в том случае, если вы не пожелаете применить их для себя. Участие в работе избирательных штабов часто хорошо оплачивается, а вы уже будете знать избирательную систему изнутри со всеми её подводными камнями.

5. Вы найдёте сотни новых друзей и знакомых, с которыми у вас общие убеждения и взгляды. Вместе вы сможете раскрыть ваши творческие способности в социальных инициативах или бизнесе. Драйв и азарт избирательной кампании останется для вас одним из самых ярких впечатлений в жизни.


Работа над ошибками

Почему я набрал так мало голосов и не стал народным депутатом Украины

Не тяни резину
Мне следовало начинать активную деятельность задолго до начала избирательной кампании. Ведь регионалка Горина и другие кандидаты начали светиться в округе уже весной — за полгода до официального старта предвыборной гонки.

Будь в команде
Многие симпатизирующие мне люди всё же отдали свои голоса в пользу кандидата, представляющего одну из оппозиционных политсил. Партийная принадлежность и связь с известным политическим лидером много значат для избирателей, поскольку кажутся им гарантией поддержки инициатив их кандидата сверху.

Не бойся брать
Я не только затянул сроки создания кандидатского фонда, из которого оплачивается вся реклама и агитации, но и не стал просить знакомых предпринимателей и новых сторонников помочь мне материально. Ведь чтобы сделать добровольное пожертвование в этот фонд, надо предоставить такие же данные, как при получении кредита. Была возможность просто взять деньги и зачислить их на счёт как собственные средства, но я решил не нарушать чистоту эксперимента, и пришлось тратить свои сбережения.

Выбери реальность
Не стоит переоценивать интернет как средство агитации. В социальных сетях много людей, с которыми у вас общие взгляды и ценности. Однако преодолеть циничность большинства из них может оказаться сложнее, чем переубедить бабушек во дворе или таксиста, которые в силу своего простодушия или занятости не знают столько, сколько знаете вы. Реальное общение с людьми приносит значительно больше пользы, чем лайки и перепосты в социальных сетях.

Этот список можно продолжить, и я оставляю его открытым, чтобы вы могли сделать правильные выводы из моих ошибок, проверить всё на собственном опыте и победить на следующих выборах.


Проект «Наш кандидат» журналистский эксперимент Фокуса, в рамках которого редакция изучала изнутри работу избирательной системы в стране, чтобы как можно полнее рассказать 
о ней читателям на разных платформах и в разных форматах: авторских колонках, репортажах и видеоблогах. Читатели следили за с ходом предвыборной кампании нашего кандидата в журнале, на личном блоге Игоря Тупикина, на его страницах в социальных сетях Facebook и ВКонтакте.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.