Юрий Луценко: уголовное дело на депутатов организовал Литвин
Бывший министр внутренних дел Юрий Луценко рассказал Фокусу о том, чем могут обернуться уголовные преследования народных депутатов от НУ-НС Гримчака и Парубия.
Юрия Луценко можно назвать одним из главных силовиков оппозиционных сил. Проведя в кресле руководителя МВД несколько лет, он успел приобрести хорошие связи. О том, что происходит в силовых структурах, Луценко прекрасно осведомлен. Поэтому первое, в чем он попытался убедить Фокус, – дело против оппозиционных депутатов Грымчака и Парубия, участников масштабной драки в парламенте во время ратификации харьковских соглашений, построено на поддельных свидетельских показаниях.
показывает фотографию, на которой депутату Донию наносит удар по голове регионал Стельмашенко. – Фокус).– Скажите, как в деле "шашистов", как их прозвал Литвин, можно пресечь ложные показания?
– Установить правдивость заявления Грымчака легко: взять видео и посмотреть, как Сивкович заходит после дымовой завесы в зал; Семиноженко вообще нет в ложе правительства– он в это время разбирался с демонстрантами на улице; как Джига стоит в секторе коммунистов, откуда технически невозможно ничего видеть. Но объективности нет и вряд ли будет.
– Г-н Грымчак в интервью Фокусу обратил внимание на то, что в потасовке участвовал сын президента, а также предположил, что возбуждение дела активно инициировал депутат Коновалюк. Как вы думаете, это так?
– Однако сам Литвин теперь тянет время по этому делу. Почему?
– Но ведь в прокуратуре свои люди…
– А если кто-то кому-то помешает? Например, г-н Стельмашенко – укрупнению донецкого бизнеса. Не хочу другие фамилии называть. Но есть масса депутатов из Партии регионов, которые сегодня являются успешными бизнесменами, а вчера еще были рэкетирами и ворами. А если их бизнес нужно будет подмять? Не придет ли прокуратура к ним вот так же легко? Этот прецедент открывает крайне опасные перспективы. Потому что препятствованием работе спикера можно назвать что угодно – например, выдергивание микрофона у Литвина, что бывало десятки раз, или кражу карточку, как это было с Яценюком. И что тогда, депутаты, как овцы, должны заходить в зал и нажимать те кнопки, которые им скажут?! Тогда кто такой спикер? Говорилка?
– Но если дело спустят на тормозах, как-то ведь нужно будет объяснить, что показания депутатов и чиновников были ошибочными. Как это можно сделать?
– Генпрокуратура никогда ничего не объясняет. Есть замечательная статья – "изменение обстановки". Генпрокуратура ведь не объясняла, почему закрывала уголовные дела против Шуфрича, против Януковича, Тихонова и Ефремова, против представителей оранжевой команды? Почему она месяцами не передает дела по наибольшим в истории Украины взяткам в 5 млн. 200 тыс. долларов? А против еще большего взяточника с суммой в 42 млн. долларов – главы госадминистрации на Киевщине, который брал взятку под высоким прикрытием экс-президента? Я лично помню и много других дел, но не помню ни одного объяснения Генпрокуратуры, почему они были закрыты.
– Можно ли при нынешней власти ожидать от Генпрокуратуры раскрытия громких дел – отравления Ющенко, убийства Гонгадзе? Куда, например, делся Пукач, не очень ясно.
– Не думаю, что при этой власти произойдет раскрытие каких-либо резонансных дел. Я считаю, что сегодня мы вступили в совершенно новую фазу работы госструктур, которым кардинально изменили критерии оценки. Кого волнует состояние преступности за первый квартал этого года? А мы уже получили на 30% больше преступности, на 32% больше тяжких и особо тяжких преступлений. Кто-то об этом говорит из представителей правоохранительных органов? Вдумайтесь, на треть увеличилась преступность! Кого-то будет волновать раскрытие резонансных дел? Нет, сегодня все госструктуры, как правильно объяснил Андрей Клюев, должны знать, что власть только одна, и она называется Янукович. Теперь критерием эффективности силовых структур является лишь одно: то, что выгодно президенту, то и будет оцениваться. Верность хозяину, способность выполнить любую команду и отмыть любую глупость становятся главным критерием. Главная проблема нынешнего МВД не в бездарной кадровой политике, не в репрессиях против законных демонстрантов и даже не в провале борьбы с преступностью. Главное, что Могилев выключил свет. При всех моих ошибках на посту я с первого дня включил лампочку в системе, сделал ее открытой для общества. Именно поэтому она постепенно превращалась из карательной машины власти в правоохранительный орган для общества. Теперь свет выключен и общество снова приучают бояться неподотчетной ему системы.
– Почему же Могилев сказал недавно, что против Януковича были политические репрессии?
– Могилев просто такой человек – говорит то, что думает, а думает он, мягко говоря, неумно. Возможно, что и сам Янукович в ужасе от такого заискивания. Это идет во вред и ему.
– Генпрокуратура сейчас проверяет деятельность Кабмина Юлии Тимошенко. Есть ли перспективы у этого начинания?
– Они найдут то же, что мы при Тимошенко-премьере находили в деятельности предыдущих Кабминов. Что сегодня инкриминируют Тимошенко? Что она деньги из резервного фонда не использовала на борьбу с наводнениями и гриппом, а, например, направила их на строительство стадиона. Такое же дело было, когда Янукович в 2004 году принял решение финансировать из госбюджета строительство коммунального Донецкого аэропорта. Тоже было нарушение и уголовное дело, но оно было закрыто из-за отсутствия состава преступления. Ведь для того, чтобы было преступление, нужно не только нарушать бюджетную дисциплину – это было, есть и будет, – но и личная конкретная выгода. Какую выгоду Тимошенко получила от того, что строится стадион? Возможно, это было нарушение бюджета. Но решение принимал Кабмин, а коллективной ответственности у нас не существует.
– То есть Тимошенко, Турчинов и другие первые лица не будут привлечены к уголовной ответственности?
– Всем нам придется пройти град обвинений, которые потом окажутся пустышкой. Я ведь помню, как в 2007 году на меня повесили злоупотребление в министерстве на сумму большую, чем бюджет министерства. Потом оказалось, что все это ерунда, и я выиграл все суды. По-моему, было 20 млрд. гривен, учитывая, что весь бюджет 8 млрд. Я знаю, что наше внутреннее КРУ выявляло злоупотребления в нашем министерстве, и у Тимошенко, и в других министерствах. Но что-то экстраординарное, я уверен, найти невозможно.
– По вашей информации, готовятся другие уголовные дела против оппозиционеров?
– Думаю, что дело против Тимошенко не закроют и даже попытаются нанизать на него как можно больше разных уголовных дел, чтобы шума от них было много и люди даже не понимали, о каком деле идет речь. Сейчас спущены все проверки, включая КРУ, Счетную палату и СБУ. Каждое ведомство в ходе соревнования принесет хозяину косточку, и вокруг этого будет шумное заявление на коллегии Генпрокуратуры. Но это все суета. Например, Счетная палата насчитала Кабмину Тимошенко огромные деньги, которые были израсходованы неэффективно. А кто они такие, чтобы определять эффективность? Докажите только одно: она имела от этого личную выгоду, были откаты, счета, взятки? Если этого нет – извините, для того нас и нанимают во власть, чтобы мы принимали решения. Они могут быть даже неправильными, но чтобы говорить об уголовном преследовании, должна быть корыстная цель. Я ее не вижу.
– То есть и вы, и Тимошенко можете спать спокойно?
– С точки зрения уголовной ответственности я абсолютно спокоен за себя и думаю, что у Тимошенко аналогичная ситуация на 99,6%, как говорил незабвенный прокурор Потебенько. Но с точки зрения политической, ни мне, ни ей это не нравится. Кому охота, чтобы твое имя постоянно трепали?
Наталья Бублий, Фокус
Фокус готов предоставить ответное слово всем лицам, упомянутым в интервью Юрия Луценко