В тылу оппозиции. Предвыборный репортаж из Львова

Во Львове создается впечатление, что все местные выборы со всем агитационным размахом перекочевали именно сюда, в столицу Галичины

Related video

Количество и разнообразие политических сил, стремящихся в местную власть, до такой степени велико, что даже большие партии теряются на этом пестром фоне. Только в городской и областной совет идут 43 партии плюс кандидаты по мажоритарным округам – 700 выдвиженцев. Предвыборная агитация вошла буквально в каждый дом – флагами партий на балконах, портретами кандидатов на лобовых стеклах авто, в почтовых ящиках, на стенах в кафе. Даже на зонтиках горожан можно увидеть партийную символику. Несмотря на разноцветье агитации, Львов живет своей жизнью – в узеньких улочках с запахом кофе и глинтвейна, с постоянной очередью в местную достопримечательность "Криївку", которая вновь оказалась в центре скандала из‑за регионала Олега Царева. Тот возмутился местным колоритом – требованием назвать пароль, провозгласить славу героям УПА и только после этого быть допущенным в кафе. Львовские регионалы втайне не рады инициативному коллеге – в Западных областях им приходится постоянно доказывать свой патриотизм и приверженность народным традициям.

С поправкой на традиции

"Вот видите, какой у нас старинный камин. Еще со времен австро-венгров остался", – показывает Горбаль свои владения. "Так это же не камин, – поправляем губернатора, – а так называемый "п"єц". "Ну да", – поспешно соглашается тот.

По информации киевских источников из Партии регионов, после местных выборов Горбаля могут снова вернуть в Киев. К тому же у него до сих пор осталась карточка народного депутата.

"Я написал заявление. Что я виноват, что его не рассматривают?" – оправдывается губернатор. – А из Львова никуда не уеду. Здесь такой драйв!". По его словам, его вовсе не смущает, что Партия регионов не совсем отвечает идеологическим ожиданиям патриотичных львовян. "А разве мог кто‑то представить, что в Киеве есть избиратель, который проголосует за ПР? В 2006‑м оказалось, что есть", – приводит свои аргументы Горбаль.

В то же время ряды Партии регионов действительно пополняются известными во Львове людьми. Богдан Пих – глава Львовской железной дороги в первых рядах списка в областной совет, а директор Львовской оперы Тадей Эдер баллотируется в горсовет.

Операция "Дестабилизация"

"Понимаете, не привыкли и не привыкнут у нас к президенту Януковичу. И не могут его так называть. У него есть нехороший шлейф, – азартно убеждает корреспондента Фокуса глава областной парторганизации "Батькивщина" Роман Илык. – Даже если львовянам золотые унитазы поставят и деньги раздадут, деньги возьмут, но все равно пойдут и проголосуют по‑своему".

Илык – заместитель главы Львовского областного совета, поэтому его кабинет находится этажом выше губернаторского. "Горбаль сюда столько народу перевез из Киева. Теперь у нас второй и четвертый этажи – штаб Партии регионов", – улыбается бютовец.

Фокуса

За неделю до выборов Печерский суд Киева и Львовское областное отделение юстиции своими решениями разблокировали работу областной организации "Батькивщины". С одной стороны, у Илыка было время до 26 октября, чтобы подать в ТИК списки и стать полноправным участником выборов. С другой – ТИК по‑прежнему не дает снять с выборов "списки Деньковича".

"В списке Деньковича в горсовет нашлось место даже помощнику Горбаля", – возмущается Илык. При этом глава львовской "Батькивщины" не отрицает, что из партии ушли несколько серьезных игроков. В частности, братья-бизнесмены Дубневичи, которых называли основными спонсорами львовской организации. Собеседники Фокуса вспоминают, что Дубневичи покинули ряды партии в тот день, когда во Львов приезжала Юлия Тимошенко и стало ясно, что "Батькивщина" не идет на выборы в местные советы. Тогда братья переметнулись в партию "Відродження".

"Я понимаю подход бизнесменов и не осуждаю их за это решение, – говорит Илык. – Процентов на 15 % организация поредела. Зато остались только самые преданные".

Свобода выбора

С экс-губернатором Львовской области, а в прошлом замглавы Секретариата Виктора Ющенко Петром Олийныком мы встретились в кафе "Віденська кава", которое во время Оранжевой революции работало как штаб и пункт сбора вещей для палаточного городка на Майдане. В нем любил бывать и Ющенко, когда приезжал во Львов. Олийнык по‑прежнему входит в совет "Нашей Украины" и знает, что его однопартийцев называют во Львове "свідками Ющенко".

"Почти все нынешние претенденты на власть – выходцы из "Нашей Украины", – говорит он, делает глоток кофе и продолжает: – Это и Катеринчук, и Балога, и Кириленко, и Луценко. И, поверьте, это выгодно власти! Она добились того, чтобы размыть политическое поле и голоса избирателей, которые будут голосовать за десятки партий".

А в это время возле памятника Шевченко останавливается бронетранспортер с флагами Народного руха, и тотчас вокруг него собираются люди. Старики внемлют лозунгам, молодежь фотографируется возле военной техники. "Це попереджувальний рейд Народного руху України проти окупаційного режиму антиукраїнської влади Януковича і проти фальсифікацій, які ці бандити планують зробити на місцевих виборах! Якщо він не дасть результату, ми підемо на Київ! Слава Україні!". И толпа тотчас в один голос отвечает: "Героям слава!"

Оливье без майонеза

Офис партии "Свобода" удивляет скромной обстановкой, беспорядком и отсутствием сотрудников за столами. Сразу видно, что это не офисная партия. "Все в полях", – объясняет секретарь. Лидеры действительно проводят большую часть времени в поездках и на митингах. С Ириной Фарион оказалось сложнее договориться о встрече, чем с мэром города. Популярность к учителю украинского языка пришла после нашумевшего ролика, когда в детском саду она бранила детей за неправильное написание их имен на украинском языке.

Услышав вопрос о том, как взаимодействуют на такой маленькой территории столько партий, Ирина не сдерживает эмоций: "Страшна річ! Чомусь у мене в голові відразу сплив образ салату олів"є, коли є багато складників, а майонезу немає. Тому виходить їжа, яку споживати неможливо. Трошки огірка, яйця й тієї радянської вареної ковбаси".

Фарион отрицает, что "Свобода" – дочерний политпроект Партии регионов, как часто говорят в кулуарах киевские политики. "Невже ви думаєте, що на Тернопільщинi, Iвано-Франківщині, у центрі або на сході нема бізнесменів, які поділяють націоналістичну ідеологію? Послухайте, ми пережили совєцьких, переживемо й донецьких", – убеждает Ирина и на прощание просит Фокус пообещать, что ее слова в журнале будут опубликованы исключительно на украинском.

Нелишний человек

У правящей партии во Львове свой кандидат в мэры – Петр Писарчук, который в 2006 году уже баллотировался и занял третье место, набрав чуть более 15 % голосов. Кандидат в мэры назначил встречу на рынке "Пивденний", владельцем которого, как он говорит сам, раньше являлся, а теперь лишь арендует тут офис. Торговый центр не уступает по уровню и размерам не менее известному харьковскому рынку "Барабашово". У главного входа на электронном табло бегущей строкой идет предвыборная агитация за Писарчука, а внутри административного здания расположилось областное отделение Партии регионов. Говорят, еще весной Писарчук готов был переехать в здание Львовской облгосадминистрации и обосноваться в кресле губернатора, но Киев делегировал Василия Горбаля, что вызвало у кандидата недоумение. Впрочем, Писарчук утверждает, что у него другая цель: "Меня не интересовало кресло губернатора, я нацелен на кресло мэра".

Свою особую позицию в ПР Писарчук объясняет тем, что он настоящий львовянин. "Да, я не всем удобен в Партии регионов, – говорит он. – Например, критиковали меня за возложение цветов к памятнику Бандере. Но я ведь львовянин. Партия регионов – не только партия востока. А здесь своя специфика". Видимо, в соответствии с этой спецификой в предвыборной брошюре кандидата Писарчука о нем похвально отзывается политзаключенный и сын главнокомандующего УПА Юрий Шухевич.

Бизнес-арсенал

Поскольку больших предприятий во Львове нет, а Львовский автобусный завод был продан российским бизнесменам братьям Чуркиным, чьи интересы, по словам источника Фокуса, отстаивают представители партии "Пора", одним из самых богатых и влиятельных бизнесменов здесь по‑прежнему остается Петр Дыминский. Он в последнее время приобрел статус "серого кардинала". С именем 55‑летнего предпринимателя, в прошлом нардепа от "Нашей Украины", владельца львовских "Карпат" и местного медиамагната, связывают кандидата в мэры Петра Писарчука. Говорят, что бизнесмен предоставил ему в качестве агитационного рупора открывшийся в сентябре телеканал "ЗИК", который Писарчук тоже частично финансирует. Финансирование канала кандидат в мэры отрицает, но о давней дружбе с Дыминским рассказывает открыто.

О владельце "Карпат" говорят, будто он хочет стать "галицким Ахметовым". По словам источника Фокуса, он даже думал стадион выстроить не хуже "Донбасс-Арены", но не нашел поддержки у мэра. У болельщиков "Карпат" к Дыминскому свои претензии. На одном из матчей они развернули большой плакат на трибуне, на котором в весьма грубой форме выразили отношение к вступлению в ряды ПР руководства клуба. Спортивный директор "Карпат" Степан Юрчишин стал пятым в списке в облсовет, а генеральный директор клуба Игорь Дедишин идет по списку в горсовет.

"У нас нет своего Коломойского или Ахметова, – рассказывает Фокусу действующий мэр Андрей Садовый, баллотирующийся на новый срок. – Даже футбольные клубы сравнивать нельзя. Посмотрите на базу "Шахтера", а потом на базу "Карпат", и все сразу поймете". О футболе Садовый сейчас говорит много: Евро-2012 – едва ли не главная тема его предвыборной риторики.

А простые львовяне, всегда славившиеся политической активностью, могут часами говорить о политике на аллее возле памятника Шевченко, бурно обсуждая каждое действие власти. Однако даже критика звучит очень по‑львовски – толерантно.


Киевский десантник

Губернатор Львовской области регионал Василий Горбаль представляет исполнительную власть, а в глазах оппозиции - тот самый пресловутый админресурс. В ответ на какие-либо подозрения он напоминает о непростой судьбе самой партии, которая много лет существовала в Западной Украине, как в тылу врага.

– Сейчас в связи с расколом областной "Батькивщины" ко Львову приковано большое внимание. У вас есть объяснение тому, что произошло?

– Подобное происходит не только с "Батькивщиной", и не только во Львове. Я помню свой опыт 2005-го года. Партия регионов находилась в оппозиции. И в двух районах Киева наблюдалась похожая ситуация: два руководителя и 11 парторганизаций. Было принято редкое для ПР решение – ликвидировать ячейки в этих районах и начать все с нуля. Думаю, то, что случилось с "Батькивщиной", – это просчет руководства, поскольку вовремя не решили внутренние конфликты.

– Будут ли зарегистрированы новые списки "Батькивщины"?

– Почему столько внимания уделяют "Батькивщине"? Это конфликт между старыми руководителями и новыми, которые были назначены в последнее время. Причина – личные амбиции. Когда подобное происходило в ПР, это не пиарилось на всю страну. А тут всем миром помогаем решить проблему с "Батькивщиной".

– Во Львове говорят, что вы негласно поддерживаете мэра города Садового. Это правда?

– Различные политтехнологи (и даже моего однопартийца Писарчука) действительно пытаются привязать Садового к Партии регионов. Возможно, считают, что это снизит его популярность. Основанием для подобных версий является присутствие Садового на всех совещаниях и рабочих встречах, организованных исполнительной властью. Однако невозможно представить мэра, не имеющего конструктивных отношений с губернатором. Или наоборот. Это болезнь нашей политики: если не критикуешь кого-нибудь, значит, ты на его стороне. А если ты в оппозиции, то можешь только критиковать, но как только соглашаешься с властью, становишься "запроданцем".

Наталья Бублий, Фокус