Как возглавить Киев: о чем договорились Ющенко и Тимошенко
Тимошенко и Ющенко сообща отбирают власть у Черновецкого и делят Киев: премьеру – новый Киевсовет, Президенту – новый мэр. Но мира в столице еще долго не будет
Сегодня особенный день. Не менее важный, чем тот, когда избирался спикер или создавалось правительство, торжественно уверяла в кулуарах парламента Юлия Тимошенко, благословляя коалицию на назначение перевыборов мэра Киева.
Еще в конце прошлой недели никто (включая и виновника событий – Леонида Черновецкого) и подумать не мог, что уже во вторник это может стать реальностью. Ведь демарш Юлии Тимошенко с требованием отстранить столичного мэра был фактически мягко "утоплен" Президентом: Виктор Ющенко согласился это сделать только на время работы созданной им комиссии. Ее персональный состав заставил противников столичного мэра с пессимизмом смотреть в будущее, а лидер бютовцев в Киевсовете Татьяна Мелихова даже успела заявить, что основная цель созданной в СП комиссии – обелить Черновецкого.
Но уже в понедельник Виктор Ющенко неожиданно для многих потребовал принятия решения по киевскому градоначальнику, а ко вторнику стало ясно, что Президент всерьез готов сдать Черновецкого. Зачем ему это понадобилось – стало ясно позднее.
Тем временем причины демарша Тимошенко были очевидны с самого начала: богатый столичный плацдарм уплывал у нее из рук. Шансов восстановить численность своей разбежавшейся фракции в Киевсовете до изначальных 46 штыков, применив императивный мандат, становилось все меньше. Центризбирком не спешил с регистрацией новых депутатов, а Конституционный Суд, по некоторой информации, со дня на день и вовсе должен был признать эту норму неконституционной. Оставался единственный выход – форсировать наступление на мэра через Верховную Раду.
Тимошенко во вторник не скрывала, что ради киевских выборов она идет на существенные уступки: обеспечивает принятие в Раде изменений к Закону "О Кабинете Министров Украины", существенно урезающих ее премьерские полномочия. "Это было нам поставлено как жесткое условие. Закон ограничивает полномочия правительства и премьер-министра, но я подумала, что никакие полномочия не стоят того, чтобы сохранять коррупцию в столице", – поделилась своими переживаниями премьер.
Тимошенко, однако, не договаривала: расплатившись таким образом, она получает нечто не менее ценное – шанс укрепить свою власть в столице. А Киев является прекрасной площадкой для успешного проведения президентских выборов.
Тем временем Президент получил не только управляемого премьера, но и фактически нового киевского градоначальника. По информации Фокуса, между Тимошенко и Ющенко существует договоренность о том, что будущий киевский мэр – креатура Президента, в то время как на перевыборах харьковского мэра (если они состоятся) карт-бланш получает премьер-министр.
И хотя глава киевских бютовцев Анатолий Семинога убеждал Фокус в том, что блок выдвинет своего кандидата в мэры и добьется проведения выборов в два тура, создается впечатление, что желаемое в данном случае выдается за действительность. Во-первых, для законодательного оформления двух туров мало времени: перевыборы в Киеве должны состояться уже 25 мая. Во-вторых, единственный рейтинговый кандидат в мэры, которым располагает БЮТ, – это сама Тимошенко. Да и зачем БЮТ пост мэра, если у блока неплохие шансы получить самую большую фракцию в Киевсовете? Даже если это будут нынешние 46 мест из 120, сторонники Тимошенко смогут влиять на решения будущего городского головы. Тем более что даже самый пропрезидентский мэр наверняка будет максимально компромиссной фигурой.
Депутат от НУНС Кирилл Куликов назвал Фокусу трех наиболее вероятных единых кандидатов от коалиции: это Виталий Кличко, Юрий Луценко и Александр Омельченко. Если боксер и глава МВД не скрывают своих мэрских амбиций, то бывший столичный градоначальник лишь хитро улыбается.
Для БЮТ же все трое могут оказаться выгодными кандидатами.
А что же Леонид Черновецкий? Похоже, что вторничный поворот событий стал для него сюрпризом. По мнению лидера киевских регионалов, нардепа Василия Горбаля (одного из вероятных соискателей кресла столичного градоначальника от оппозиции), команда Черновецкого зря недооценила Блок Литвина – именно его голоса сыграли решающую роль в назначении перевыборов, и это при том, что в Киевсовете литвиновцы входят в промэрское большинство.
По мнению большинства депутатов коалиции, у Черновецкого нет никаких шансов вернуться во власть, даже если коалиция не сможет договориться о едином кандидате. Но пока еще мэр бодрится, утверждая, что пойдет на выборы и победит на них (обещание соратницы Черновецкого Ирэны Кильчицкой).
Тем временем реальных вариантов у Черновецкого немного. Самый простой – заблокировать создание и работу территориальной избирательной комиссии, ведь ее формирование полностью зависит от Киевсовета и мэра. Сложнее оспорить решение нардепов в суде (хотя Блок Черновецкого к вечеру вторника уже вознамерился попытать в этом счастья). Сделать это может только Конституционный Суд, соответствующее представление в который может направить правительство, Президент или 45 народных депутатов. Искать поддержки у откровенно враждебного к Черновецкому правительства и у Президента – бесполезно. Остается депутатская поддержка, которую мэр может найти разве что в стане Партии регионов – единственной фракции, не поддержавшей постановление о перевыборах в Киеве.
Так или иначе, но праздновать окончательную победу над Черновецким рано. Ведь впереди решающая битва за Киев, от которой каждый попытается получить максимальный результат.
Как возглавить Киев
чтобы победить в режиме быстрых перевыборов, кандидату в градоначальники нужно многое