Загадочное молчание – хитрый прием, который нередко используют украинские политики
Юлия Тимошенко так и не высказала своей позиции относительно военных действий на Кавказе, за что получила от команды президента целую порцию обвинений в связях с Москвой. Загадочное молчание – политический прием, который нередко используют украинские политики
Вместо Юлии Тимошенко войну в Грузии пришлось комментировать депутатам из ее фракции. Главный советник Тимошенко по внешнему направлению, вице-премьер Григорий Немыря оправдывался: мол, глава правительства просто не хочет делать пиар на крови и трагедии, подчеркивая, что премьер и в дальнейшем будет проявлять сдержанность и взвешенность. А нардеп Сергей Терехин высказал и вовсе оригинальную позицию БЮТ: "Мы не хотим ни с кем ссориться, мы хотим дружить со всеми".
Пикантность ситуации заключается в том, что за внешнюю политику в Украине отвечает президент (глава МИД в правительстве – его креатура) и выражение официальной позиции по международным вопросам не входит в обязанности премьера. Об этом, кстати, открыто напомнил министр иностранных дел Владимир Огрызко. Стоит отметить, что несколько дней после начала грузинско-российского противостояния молчал и сам Ющенко, а Украина ограничивалась довольно резкими заявлениями МИДа.
Но в свете "холодной войны" между премьером и президентом в самой Украине противники Тимошенко обрадовались поводу лишний раз обвинить премьера. Естественно, не остались в стороне главные ее критики из нового пропрезидентского образования "Единый центр".
– Отправившись отдыхать на один из островов Средиземного моря вместе со своими соратниками из СДПУ(о), молчит и делает вид, что для Украины события на Кавказе – из разряда второстепенных! – гневно сотрясал воздух лидер ЕЦ Игорь Криль.
Даже обычно сдержанный Анатолий Гриценко проехался на тот счет, что в правительстве "кто-то рассчитывает на поддержку Российской Федерации и не хочет делать обидных для России заявлений". Кто этот "кто-то", незамедлительно уточнил Секретариат президента, выбросив "бомбу" о миллиарде долларов, которые Россия, по его информации, выделяет Тимошенко на выборы.
– Когда в обществе нарастает тревога, спикер, президент и премьер должны, конечно, как-то реагировать, в противном случае это просто неисполнение служебных обязанностей, – считает политолог и культуролог Тарас Возняк. – К тому же Тимошенко молчит не только как премьер, но и как лидер политической силы. Она могла занять позицию над схваткой, но и ее нужно четко выразить.
Политолог уверен, что Тимошенко пропустила тот момент, когда ее молчание стало просто неприличным. Недаром на митингах правых в Западной Украине в адрес премьера звучали возгласы "Ганьба!". Впрочем, в Комитете избирателей во Львовской области уверены, что это не повлияет на ее электорат.
Многие эксперты объясняют затянувшееся молчание премьера не политической трусостью или сговором с Москвой, а пиар-тактикой.
– В информационной войне – свои законы, и продолжительное молчание – часто способ искусственно подогреть интерес к своей персоне. Им часто пользуются, когда есть проблема доступа к СМИ, – рассказывает политтехнолог Тарас Березовец. – Помню, после выхода Тимошенко из СИЗО конференц-зал УНИАН пережил невиданный наплыв журналистов.
Без ошибок
Справедливости ради надо сказать, что молчала в последнее время не только Тимошенко. За пересудами о средиземноморских каникулах премьера все как-то забыли об исчезнувшем Викторе Януковиче. Лидер регионалов пропал из поля зрения журналистов еще во время наводнения в Западной Украине. И если Ющенко и Тимошенко, подпуская шпильки друг против друга, все же лично ездили утешать пострадавших, то Янукович не обмолвился ни словом по поводу трагедии. И даже нашим олимпийцам пожелал удачи лишь под конец Олимпиады, и то по телефону через Сергея Бубку. А уж по поводу событий в Грузии и Осетии у Партии регионов и вовсе пока нет сколько-нибудь внятной позиции, кроме тех сдержанных комментариев, которые от своего имени давали отдельные нардепы. Впрочем, уходить в тень Януковичу также не привыкать.
Пример дипломатичности явил регионал Юрий Бойко, заявив следующее: "Все стороны конфликта традиционно являются дружественными Украине. Сегодня мы должны не поддер-живать одних против других, а помочь выявить и наказать виновных".
– Вернемся к событиям после оранжевой революции, тогда под сомнением оказалось политическое будущее Партии регионов, а многие политологи всерьез считали, что это списанный проект, – вспоминает политолог Владимир Корнилов. – Но к осени 2005-го под воздействием атак оппонентов ПР снова нарастила мускулы.
Пока же экс-премьер, которому, по его же словам, "некомфортно в оппозиции", напоминает обезьяну из китайской притчи, следящую за битвой двух тигров.
– От Януковича как лидера оппозиции и сейчас требуется позиционироваться, но это очень непросто, поскольку в преддверии президентской гонки непонятно, на кого сделает ставку Россия, – говорит политолог Виталий Кулик. – А Тимошенко нынешнее молчание принесет скорее положительный результат, поскольку от нее слишком уж рьяно требовали вмешаться.
Впрочем, по мнению политтехнолога Андрея Золотарева, длительное молчание как раз для Тимошенко нехарактерно. Среди любителей не спешить с высказываниями он называет Леонида Кравчука, а припоминая акцию "Украина без Кучмы!", и самого Виктора Ющенко, занявшего выжидательную позицию в то время, когда оппозиция пыталась свалить Кучму.
Если приглядеться, говорят эксперты, это свое качество президент сохранил и по сей день. Он идет на открытые конфликты и немедленно реагирует лишь в крайних случаях, предпочитая разгребать политический жар руками главы своего Секретариата Виктора Балоги, которого ценит как раз за способность предпринимать пусть не всегда адекватные, но оперативные меры. Скажем, в 9 из 10 случаев ругает Тимошенко не лично Ющенко, а глава его Секретариата.
Бывший депутат от БЮТ Дмитрий Выдрин считает, что молчание Тимошенко – следствие того, что она все-таки научилась обуздывать свою гипер-активность:
– В Украине вообще очень распространен прием, когда в ситуации неопределенности с большим шансом совершить ошибку политики уступают инициативу своему оппоненту: предоставляют суетиться и ошибаться ему, а сами молча наблюдают. Если в начале 90-х, когда все находились в равных условиях, для достижения успеха требовалась активность, то уже к середине 90-х многие стали зарабатывать очки на негативной активности оппонентов. Одними из первых этим стали заниматься коммунисты, у которых Тимошенко до сих пор многому учится.
Страна со странностями
Играть в молчанку могут не только отдельные политики, но и целые страны. Самый свежий пример – полупозиция Украины в отношении признания Косово. Наша страна до сих пор не высказала своего мнения по этой больной для всей Европы теме. Почему – понятно: открытое непризнание республики осложнило бы отношения с США, лоббировавшими автономию Приштины, признание же стимулировало бы сепаратистские настроения на постсоветском пространстве, тем более что у нас есть своя потенциальная пороховая бочка – Крым.
Другое дело, что Украина, мягко говоря, не тот игрок в европейской политике, мнение которого является ключевым, и подобное поведение это только подтверждает.
Еще один пример украинского умения прятаться от проблем – отповеди иностранцам.
С одной стороны, МИД всегда мгновенно и шумно реагирует на провокационные заявления скандальных российских политиков вроде Затулина или Лужкова, с другой – не дал ни одного вразумительного комментария по поводу весеннего высказывания президента Румынии Траяна Бэсеску, заявившего, что при определенных обстоятельствах юг Украины должен вернуться в состав Молдавии.
Если кого-то это утешит, можно сказать, что тут Украина не одинока – в ходе кавказского конфликта Москва очень обижалась на молчание едва ли не единственного верного союзника – Белоруссии. Российский посол в Минске Александр Суриков даже официально выражал по этому поводу недоумение. И лидер белорусов Александр Лукашенко в конце концов выдавил из себя оценку российско-грузинскому противостоянию, заявив, что Россия действовала "спокойно, мудро и красиво".
В целом же тактика "моя хата с краю", по мнению большинства экспертов, способна принести сиюминутные выгоды, но постоянное ее использование означает скорую политическую смерть. Хотя для Тимошенко, которая старается быть крайне осторожной в высказываниях на щекотливые темы, возможен другой вариант, о котором говорит Владимир Корнилов: "Я не удивлюсь, если она будет выступать с прямо противоположными заявлениями перед избирателями на западе и востоке Украины". При определенном умении, полагает он, молчание действительно можно конвертировать в золото.