Создание и продажа партий может оказаться выгодным делом
Накануне возможных перевыборов политические партии становятся ходовым товаром. Их покупка-продажа процветает, и цены – только растут
Тот, кто не знает о такой форме бизнеса, – явно не политик. Потому что политик прекрасно осведомлен: участие в выборах могут принимать только годовалые партии – зарегистрированные не менее чем за год до кампании. Если кампания нагрянула внезапно (как может быть сейчас), а вырастить свою структуру деятель не успел или поленился, нужного возраста небольшую политсилу со всеми документами, офисами, агитаторами и членами можно просто купить. Зная это, многие выращивают партии – как овощи, на продажу. Может быть, это объясняет, почему в реестре Минюста в начале 2000-х было 89 партий, сейчас уже 148, и это число только растет. Только в этом году список пополнился 7 политорганизациями.
Чего стоит дом построить
– Если есть деньги – нет никаких преград, – говорит экс-глава бывшей Конституционно-демократической партии (была создана в 1993 году) Владимир Золотарев.
По закону, для регистрации партии нужно заплатить государству символический регистрационный сбор – 1700 грн. (100 необлагаемых минимумов), а также собрать боле 10 тысяч подписей граждан Украины, имеющих право голоса, не менее чем из 2–3 районов не менее 2–3 областей Украины, Киева, Севастополя и Крымской автономии.
Хотя опытные партстроители знают: можно и не собирать, а воспользоваться имеющимися на черном рынке базами данных избирателей. Правда, есть опасность, что Минюст подлог обнаружит.
Осведомленные люди рассказывают, что можно обойтись и без формальностей, пойти окольным путем – если пустить в ход суммы, значительно превышающие регистрационный сбор. От 30 до 50 тыс. долларов передается посредникам – и свидетельство о регистрации партии будет изготовлено в кратчайшие сроки.
Правда, это не избавляет от необходимости в ближайшие полгода все же создать региональные и районные отделения – они понадобятся при последующих регулярных проверках партии или при ее продаже.
Но и эта, на первый взгляд, непосильная задача при должной изобретательности решается просто. Выбираем области с наименьшим числом районов – это сэкономит время и деньги. Затем берем пресловутые базы избирателей по выбранным районам и составляем липовые протоколы учредительных заседаний граждан (собирать настоящие намного дольше и дороже). Главная трудность – подобрать таких руководителей организаций, которые впоследствии ни на что бы не претендовали. Но и этот вопрос вполне решаем с помощью денег – в любом райцентре найдется немало пенсионеров, готовых подписаться под необходимыми документами. Максимальная стоимость их услуг – $100.
При грамотном планировании за один-два дня таким образом можно охватить целую область, подать регистрационные документы в местные отделения Минюста и забрать их спустя 10 дней. Если учесть, что каждая область обходится не более чем в $2 тыс., то полный комплект местных парторганизаций выльется в $30-50 тыс. В итоге получаем бумажную партию под ключ, готовую к продаже. И уж если на ее создание нашлось до $100 тыс., то $10 тысяч на "функционирование" (создание центрального офиса с телефоном, офисной техникой и секретарем) покажутся сущим пустяком. Правда, если не удастся найти покупателя в ближайшие три года, то партия рискует "протухнуть". Ведь Минюст проводит регулярные проверки партийных субъектов, и то, что структура существует не только на бумаге, придется как-то доказывать. Но это крайний случай. При нынешнем спросе сбыть партию можно быстро.
Передал удар. Благодаря партии "Вперед, Украина!" Виктора Мусияки (слева) "Народная самооборона" Юрия Луценко поучаствовала в перевыборах. Сам Мусияка нардепом не стал
По законам бизнеса
Фокусу без особого труда удалось найти желающих купить партию. Группа столичных бизнесменов готова сразу выложить за политсилу любого окраса $250 тыс. Не ахти какие деньги, если учесть, что на рынке в ходу другие суммы – от 1 до $1,5 миллиона.
На вопрос, зачем им партия, потенциальные покупатели отвечают, что это "нормальный бизнес".
– Если не получим депутатские кресла, то, как минимум, заработаем на продаже мест.
Для бизнесмена в партийном проекте есть еще одна ценность: партия может стать весомым аргументом при решении деловых проблем с органами власти. Одно дело, когда наезжают на простого предпринимателя, и совсем другое, если оказывают давление на лидера партии: тут уж смело можно заводить речь о политических репрессиях.
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий в разговоре с Фокусом вспоминает, что последний раз с непосредственной продажей партии сталкивался в 2004 году. Тогда держатели партии аграрного направления предлагали ему продать структуру всего за $100 тыс.
– Из этого ничего не получилось, но, насколько я знаю, аграрники все же нашли своего покупателя. Сегодня партия стоит уже не меньше $1 млн., – говорит эксперт.
"Народная самооборона" Юрия Луценко убедилась в том, насколько выгодно обзавестись по случаю готовой партией. В канун досрочных выборов 2007 г. это была общественная организация – с именем, но без партийной структуры. Ввязываться в гонку она, естественно, не могла. На выручку пришла партия "Вперед, Украина!", возглавляемая экс-нардепом Виктором Мусиякой. Сначала она вошла в блок имени Луценко (который затем влился в Блок НУНС), а недавно и вовсе переименовалась в "Народную самооборону". Теперь луценковская сила официально стала партией, и возглавил ее депутат от НУНС Олег Новиков, бывший "впередовец".
Правда, о какой бы то ни было материальной стороне этого слияния участники не говорят. Самооборонщик Олесь Доний считает распространенное в прессе мнение о продаже партии "Вперед, Украина!" ошибочным:
– Зная принципиальность Виктора Мусияки, думаю, это невозможно. Он всегда был независим: считал, например, что мы не должны идти на выборы с "Нашей Украиной", по этой причине даже отказался баллотироваться в депутаты. При этом он сохранил с нами хорошие отношения.
По мнению политтехнолога Тараса Березовца, спрос на партии вроде "Вперед, Украины!" – достаточно старые, но не умеющие побеждать самостоятельно, будет только расти. В основном их станут использовать для создания именных блоков, как это было в Киеве, когда создавались блоки Катеринчука, Омельченко, Кличко и прочие.
По мнению политтехнолога, политсилы пригодятся и для черных технологий, прежде всего для создания партий-клонов, оттягивающих на себя голоса избирателей, как это было с двойником Блока Омельченко на столичных выборах.
Камо грядеши
Хотя партии давно уже стали товаром, политики предпочитают умалчивать о подобных сделках. Видимо, чтобы не разочаровывать избирателя, сохраняя у него иллюзию идеологичности. Одно абсолютно точно: если где-то вдруг происходит ребрендинг партии, это почти наверняка означает, что у политсилы сменился менеджмент. Самая свежая подобная история произошла с Партией частной собственности: весной этого года ее официально переименовали в "Единый центр". Теперь ближайшие соратники главы Секретариата президента Виктора Балоги раскручивают ЕЦ как новую пропрезидентскую силу.
Правда, по мнению Алексея Голобуцкого, вряд ли эту партию покупали за деньги.
– У Секретариата президента достаточно возможностей рассчитаться натурой – должностями, преференциями в бизнесе и тому подобным, – убежден эксперт.
По его мнению, в случае с ЕЦ приобретение партии было оправданно – досрочных выборов на осень уже весной ждали многие дальновидные политики. Однако создавать партию все же дешевле, чем покупать. Зато на покупке может заработать не только продающая сторона.
– Между покупателем и продавцом всегда существует цепочка посредников, – говорит Голобуцкий. – Представим, что г-н Шибико (бывший глава Партии частной собственности. – Фокус) говорит Игорю Крилю, лидеру "Единого центра", что партия стоит 200 тысяч. Криль идет к Балоге и говорит: 400. Балога к президенту – 1 миллион.
Главный минус продаваемых партий – груз в виде руководителей региональных организаций, на руках у которых все документы и печати.
– Яркий пример – партия "Молодая Украина", которая, возможно, и перешла бы под контроль какого-нибудь политика, если бы не региональные организации. В таких случаях главе партии приходится "отстегивать" еще и областным лидерам, и если суммировать все эти выплаты, продажа оказывается невыгодной, – рассказывает Алексей Голобуцкий.
Согласен с этим и Тарас Березовец, который считает, что у большинства заинтересованных покупателей есть еще и проблема кадрового голода в регионах. Поэтому покупателям иногда выгоднее взять партию "в аренду", под разовый проект, чем покупать ее полностью.
Тем временем большинство политиков не склонны видеть негатив в том, что партийные структуры переходят из рук в руки.
Нардеп-регионал Юрий Мирошниченко в свое время сам возглавлял партию под названием "Новая генерация". Теперь она называется Прогрессивно-демократической, у нее новое руководство, но регионал уверяет, что не продавал партию – просто вышел, и все.
– Часто меняют руководство, как правило, не самые активные в политическом смысле партии, у которых много проблем, и финансовых прежде всего, – говорит он Фокусу. – И вполне естественно, что нереализовавшие себя партии хотят влить новую кровь, чтобы скорректировать курс.
Такую тенденцию считает вполне нормальной и Алексей Голобуцкий. Партии меняют владельцев, и нечего их при этом попрекать продажей идеологии – ее ведь по сути у большинства партий и нет. И пока так обстоит дело, коммерческая составляющая в партийном строительстве – абсолютно естественный элемент. И выбирают здесь не между идеологиями, а между бизнес-проектами, которые мало чем отличаются от товаров в супермаркете.
В хозяйстве пригодится
Иметь собственную партию полезно. Помимо серьезного участия в выборах, у нее есть еще много применений
Сдача в аренду (под конкретные выборы или акции) | |
Продажа мест в списке | |
Решение бизнес-вопросов и налаживание контактов с властями (партия добавляет авторитета) | |
Работа «клоном» другой политсилы на выборах (хорошо оплачивается конкурентами жертвы) | |
Для раскрутки собственной популярности (потом партию можно бросить и вступить в раскрученную политсилу) |