Экс-посол Германии: Украина находится у края пропасти
Бывший посол ФРГ в Украине, специалист в области экономики и права и советник Deutsche Bank Дитмар Штюдеманн рассказал Фокусу о логике действий власти и шансах оппозиции .
Взвешенный взгляд на происходящее и информированность сделали Дитмара Штюдеманна одним из самых заметных представителей дипкорпуса в Киеве в 2000–2006 годах. Сегодня в качестве члена DiploConsult — объединения бывших дипломатов Германии — Штюдеманн часто посещает Россию и Украину, где его до сих пор узнают на улицах.
Как из Берлина выглядит нынешний политический кризис в Украине?
Это самая опасная и трагическая ситуация за все время украинской независимости. Страна находится у края пропасти. Политически, экономически, морально. Фактически государство стоит перед коренным поворотом политики — как внутренней, так и внешней. Нужно отчаянно искать выход из положения. У вас достаточно много разумных людей, чтобы достигнуть мирного решения.
Какой вариант развития событий вы считаете реальным?
Демократическим и разумным компромиссом были бы досрочные президентские выборы. В то же время главную опасность я вижу в том, что действующая элита не готова предоставить место новым людям.
Вероятны ли досрочные выборы?
Мне кажется, что президент долго в полной мере не понимал, что происходит в стране. Пожалуй, слишком долго. Речь уже идет не о каких-то протестах в Киеве — в состоянии крайней тревоги вся Украина. И это не только западная и центральная ее части: пусть у оппозиции нет такой серьезной поддержки в восточных регионах, но процент недовольства высок и там. Если власть оценит ситуацию правильно, то поймет, что выборы — лучший выход. При всем своем огромном потенциале страна находится на грани банкротства. И то, что Европа не протянула вам руку помощи, это лишь ответ на несерьезность, с которой украинская сторона хотела говорить с Европейским союзом и международными финансовыми структурами.
Серьезно, по-вашему, это как?
Нужно хотя бы вести себя на уровне общеевропейских, да и вообще общечеловеческих принципов. И на том же уровне применять свое законодательство. Украинские законы — это просто бумага. В их реализации всегда было так много несерьезного, ложного, что в итоге люди не хотят иметь с такой властью никаких дел. Коррупция достигла невероятных размеров, правосудие — чистый произвол. И то, что деньги ушли, а инвесторы исчезли, в нынешней страшной ситуации видно невооруженным глазом.
Какой реакции Запада следует ждать в ближайшее время?
Здесь надо быть точным: санкций в целом против страны не ожидается. Не исключены санкции (если обстановка обострится) против украинского руководства — об этом уже говорят в европейских столицах, Брюсселе и, конечно, в Вашингтоне. Никому не хочется, чтобы крупнейшая европейская страна находилась на грани инфаркта.
Да, Украина обратилась за финансовой помощью к России. И Украине это будет дорого стоить — за кредиты надо платить. Но откуда брать деньги, если экономика не восстанавливается? В возврате ее жизнеспособности, мне кажется, как никогда важна роль Запада. Думается, что и в Москве сейчас понимают: вывести Украину на уровень модернизации, конкурентоспособности даже им не удастся. Ведь те же проблемы существуют и в России. Владимиру Путину кажется, что экономику модернизировать можно лишь технически. Но это иллюзия. Главным в модернизации является человеческий фактор: все основано на людях, осознающих ответственность и способных ее нести.
Молодое поколение на украинских улицах требует кардинального поворота во всем, что называется жизнью государства. Для Путина это крайне опасно. Присутствие такого соседа у южных границ вряд ли поможет ему проводить собственную политику в России. Он был озабочен тем, что происходило в Украине уже во время "оранжевой революции". А то, что творится сейчас, несопоставимо по масштабам.
Верны ли действия оппозиции?
На мой взгляд, она представляет собой пеструю картину. Арсений Яценюк — человек достаточно опытный, но у него практически нет настоящей политической базы. Партия "Батькивщина", которую он возглавляет, в основном все еще ассоциируется с Юлией Тимошенко. Владимир Кличко в какой-то мере имеет поддержку народных масс, но политически это человек совершенно неискушенный. Что касается Олега Тягнибока — он возглавляет партию, деятельность которой на Западе оценивают крайне отрицательно. Картину дополняет относительно новый игрок — Петр Порошенко. Человек с опытом, работал во всех сферах и при разной власти. Надеюсь, эти люди способны создать предпосылки того, что называется новой Украиной. Надо делать политику с теми, кто есть.
Какова логика нынешних поступков власти?
О логике здесь говорить сложно. Политическую элиту объединила защита собственных интересов и борьба за власть. Поймите, власть в действительно демократической стране предоставляется народом только на время и только подконтрольно. И для всего этого надо создавать предпосылки. Этим в Украине никто не занимался. Никто. Ни из сегодняшних, ни из бывших. Создавать механизмы контроля — самая приоритетная задача.
Думается, люди, вышедшие на улицы — а их миллионы — именно они сейчас представляют гражданское общество. Они осознали, что государство — это не кто-то наверху, на улице Грушевского или Банковой. Государство — это каждый из них. И они готовы брать на себя ответственность.
Реальна ли угроза распада страны?
О распаде я бы не говорил, хотя надо признать, и здесь расстановка сил достаточно сложна. Я всегда утверждал, что самый большой успех Украины за 23 года ее независимости — то, что страна осталась единой.
А вот будущее зависит от того, что называется идентичностью. Можно бесконечно долго любоваться концепцией Киевской Руси — единой колыбели братских народов. Но мне кажется, что именно в сознании борющихся на морозном Майдане людей формируется сейчас та закваска, на которой в будущем взойдет подлинная идентичность Украины.
Роман Юсипей, Фокус