Тупик власти и оппозиции. Когда разрешится политический кризис
Противостояние на улицах переросло в кабинетные переговоры. Переговоры зашли в тупик. Сегодня в стране нет премьера, девальвирует гривна, а внутренний политический кризис, похоже, не решить без вмешательства третьих лиц
Чего хочет оппозиция
Лидеры оппозиции решили идти к победе парламентским путем. Сегодня их план таков. Главное требование — вернуть Конституцию образца 2004 года, расширяющую права парламента в ущерб полномочиям президента. Для этого нужно принять акт, которым ВР признает, что Конституционный суд в 2010 году превысил свои полномочия, отменив Основной Закон версии 2004 года. Далее — новое антипрезидентское большинство в парламенте, "широкое" правительство, в котором как минимум ключевые посты достаются оппозиционерам, политическая стабилизация, разворот в сторону Европы, получение от Запада уже обещанного стабилизационного кредита. И, наверняка, досрочные выборы — если Конституция-2004 вступит в действие, состояться они должны будут уже в октябре этого года.
До реализации этого сценария еще очень далеко, но лидеры оппозиции уже начали предвыборную кампанию. "Такое впечатление, что вожди сами рассматривают Майдан как предвыборную технологию и пытаются выжать из него максимум", — говорит Фокусу депутат-регионал. Брать власть "здесь и сейчас" никто не намерен. Лидеры УДАРа, Батькивщины и Свободы развивают свои стратегии президентской кампании.
Виталий Кличко с самым высоким среди оппозиционеров рейтингом лично ездит договариваться к Виктору Януковичу. Олег Тягнибок пытается вернуться в радикальную нишу, из которой его партию вытесняет Правый сектор и другие решительно настроенные майдановские формирования. Главный свободовец демонстративно отказался идти на консультации к спикеру Владимиру Рыбаку, заявив, что не видит в них смысла. Входить в коалиционное правительство националисты по-прежнему не намерены. "В смешанное правительство из регионалов и оппозиционеров мы точно не пойдем, — заявил Фокусу замглавы Свободы Андрей Мохнык. — Если же правительство будет сугубо оппозиционным, тогда мы можем еще подумать".
Тем временем в игру вмешался неформальный лидер оппозиции — в день открытия новой парламентской сессии, на заседании фракции Батькивщина было зачитано письмо Юлии Тимошенко к соратникам. Источники Фокуса по-разному передавали его содержание, но ключевое требование экс-премьера понятно четко: немедленное прекращение всех переговоров с властью и подготовка к досрочным выборам. Официально комментировать письмо депутаты отказываются, но дочь Тимошенко, Евгения, в интервью австрийскому изданию Die Presse подтвердила, что ее мать против переговоров с властью. Вскоре в интернет был анонимно слит полный текст письма.
Послание Тимошенко обнажило тлеющий конфликт между "старыми бютовцами" и "фронтовиками". Первые выступают категорически против вхождения в любые "широкие" правительства, вторые не столь категоричны. Дискуссия о том, стоит ли Арсению Яценюку идти в премьеры и что делать с новыми указаниями Тимошенко, закончилась скандалом — лидер фракции покинул заседание, а еще одним переговорщиком от Батькивщины назначили Александра Турчинова.
Кулуарные торги и конфликты отдаляют оппозицию от Майдана и находящихся там людей. Как развивать уличный протест, лидеры не понимают. План действий, который озвучивается со сцены Майдана и парламентской трибуны, в телеэфирах и социальных сетях, прост и абстрактен: "Майдан должен стоять до победы!"
И Майдан продолжает стоять, укрепляет баррикады, усиливает снабжение, готовит боеприпасы, собирает деньги на помощь пострадавшим соратникам, но в массе своей не знает, что делать дальше. "Так какой у оппозиции план? Что с Майданом?" — без тени иронии спрашивают у парламентских журналистов рядовые оппозиционные депутаты и признаются, что если бы не упорство майдановцев, ни о каких переговорах с властью и требованиях речь не могла бы идти в принципе.
Что может власть
Вопреки обещаниям оппозиционеров, Партия регионов "сыпаться" не спешит. Ближе всего к развалу она была поздним вечером 29 января, когда несколько десятков регионалов, представляющих группы Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова, были готовы поддержать оппозиционный проект закона об амнистии. Чтобы удержать фракцию под контролем, в Раду приехал лично президент Янукович. Но и ему пришлось прибегнуть к помощи двух вышеупомянутых олигархов, чтобы те повлияли на "своих" депутатов. По словам источников Фокуса, глава государства еще и пригрозил сомневающимся, что в случае выхода из фракции они станут его "личными врагами". Тут же появился крайне спорный с точки зрения Конституции проект указа о роспуске парламента.
Бунт был подавлен в зародыше, и с того момента ни одно заявление о выходе из рядов ПР оглашено не было. Оппозиция почему-то пустила дело на самотек. Никто не ведет "вербовку" самой уязвимой и склонной к компромиссу части регионалов — мажоритарщиков, избранных в центральных и западных областях. Учитывая электоральные настроения в своих округах, многие из них и рады были бы покинуть Партию регионов, но боятся оказаться "врагами президента" при отсутствии хоть каких-то гарантий от оппозиционеров.
Но и к радикальным сценариям, вроде чрезвычайного положения, регионалы также не готовы. Олигархи, владеющие крупными "акционерными пакетами" Партии регионов, резонно опасаются санкций Запада в случае силового разгона Майдана и общего "закручивания гаек". Тем более что, по слухам, работа их предприятий в Европе уже находится под особым контролем тамошних проверяющих.
Если оппозиция главной целью обозначила возврат к Конституции-2004, то у регионалов на повестке дня формирование нового правительства. В качестве сменщика Николая Азарова неожиданно возникла кандидатура недавно назначенного главы Администрации президента Андрея Клюева. Определенная логика в этом есть — именно Клюев будет руководить президентской кампанией Виктора Януковича, когда бы ни состоялись выборы, а пост главы правительства позволит обеспечить кампанию необходимыми ресурсами.
Но сложно сказать, насколько это назначение нужно самому главе АП. "Это совершенно не в стиле Андрея Петровича, — говорит Фокусу хорошо знающий Клюева внефракционный депутат. — Зачем ему лезть на публичный пост главы Кабмина при нынешней ситуации в экономике, когда он привычно сможет управлять всеми процессами из более уютного кресла в Администрации?!"
Другой широко обсуждаемый в кулуарах вариант — назначение премьером Сергея Арбузова, который пока имеет приставку "и. о.". О грядущем премьерстве Арбузова говорят еще с конца 2012 года, видимо, революционная ситуация не смогла полностью перевернуть кадровые планы президента. Но заартачиться может часть фракции Партии регионов — о конфликте "старых донецких" и "младореформаторов" в кулуарах говорят с того самого декабря 2012-го. Впрочем, спешить некуда. Согласно Конституции, нынешние министры еще почти два месяца могут находиться в ранге исполняющих обязанности.
А пока отступать в принципиальных вопросах, таких как откат к старой Конституции, в ПР не намерены. "Это (голосование за "Конституционный акт". — Фокус) совершенно напрасный труд, который не имеет юридических перспектив", — заявил первый замглавы АП Андрей Портнов. В итоге бесплодные переговоры между властью и оппозицией длятся уже несколько дней.
Олимпийский фактор
Изменить ситуацию может внешнее влияние. Запад вроде бы серьезно озаботился ситуацией в Украине и даже предложил конкретный план выхода из кризиса. Комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Кэтрин Эштон пообещала Украине "краткосрочную, но значительную финансовую помощь", которую должно получить временное правительство, посты в котором обязательно должны занять представители оппозиции. В Брюсселе и Вашингтоне действительно опасаются кровавой развязки кризиса в Украине, так как официально осуждают не только силовые действия власти, но и радикально настроенных протестующих.
Но право первого хода остается за Россией, о чем в Партии регионов говорят почти открыто. До встречи Виктора Януковича и Владимира Путина 7 февраля не стоит ожидать ни назначений в правительстве, ни изменений в Конституции, заявила журналистам депутат ПР Анна Герман. На украинскую политику начинает оказывать влияние "олимпийский фактор". Зимние Игры в Сочи, стартующие как раз 7 февраля, стали главным имиджевым проектом президента России последних лет, потому он вряд ли решится на какие-то серьезные шаги в отношении Украины до их окончания.
Заканчивается Олимпиада 23 февраля, и к тому моменту Виктор Янукович наверняка получит условия поддержки российской стороны: например, "свой" человек в премьерском кресле или силовая зачистка Майдана. Тем временем прояснятся и подробности европейских предложений. До 23 февраля украинские политики могли бы изменить что-то сами, но пока не могут даже договориться о плане работы Верховной Рады. А люди на Майдане стоят, но их терпение не безгранично.
Милан Лелич, Фокус