Вы что-то должны России?

НАК «Нефтегаз Украины» обязан в кратчайшие сроки вернуть «Газпрому» долг в размере $2,4 млрд. за газ – таков результат переговоров в Москве двух глав энергетических компаний Олега Дубины и Алексея Миллера

Related video

Решение было принято после распоряжения президента РФ Дмитрия Медведева в срочном порядке взыскать с Украины долг. В противном случае Россия грозилась повысить цену на газ в 2009 году до $400 за тыс. куб, а также начать судебное разбирательство в европейских судах. Столь резкое требование было выдвинуто, по словам Медведева, по простой причине: в условиях мирового финансового кризиса украинский долг и для государства, и для компании "Газпром" – немалые деньги.

Традиционное ноябрьское газовое противостояние России и Украины в этом году совпало не только с мировым финансовым кризисом, но и с заявлениями ряда западных политиков о возможном скором вступлении Украины в НАТО. Не стоит забывать, что если долг не будет погашен, договоренности о прямых долгосрочных отношениях между ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины", а также поэтапный переход на рыночные цены на газ для Украины могут быть сорваны.

Требование российской стороны вернуть долг вызвало неоднозначную реакцию высшего руководства Украины. Если премьер-министр Тимошенко высказалась за возможность отсрочки выплат за газ, то президент Ющенко тут же пригрозил пересмотром ставок на транзит и хранение газа на территории Украины, а также арендных ставок для Черноморского флота. Между тем эксперты недоумевают: основную сумму задолженности составляет цена за природный газ, который находится в подземных хранилищах и еще не был продан потребителям, поэтому говорить о долге пока рано. Не совсем ясна ситуация и с суммой задолженности: аналитики сходятся во мнении, что она на самом деле должна составлять около $1,3 млрд.

В связи с тем, что структура газовых отношений между компаниями является закрытой, остается только гадать, существует ли такой огромный долг и кто его должен погасить. Фокус поинтересовался у украинцев, считают ли они, что должны России.

Ярослав Мендусь, народный депутат 5-го созыва (СПУ)
Судя по информации нашего правительства, я должен, правда, не понимаю, что именно. Хотя вовремя оплачиваю коммунальные услуги.
Александр Чекмышев, президент комитета «Равенство возможностей»
Единственное, за что я должен России, так это за русскую фамилию. Что касается долгов за газ, то кому-то вдруг вновь не понравилось чьё-то поведение – и сразу забирай пасочки из моей песочницы.
Андрей Доманский, телеведущий
Сегодня в раздевалке спортзала я оголил свой зад и, повернувшись, понял, что стоял голым задом прямо перед портретом российского режиссёра Никиты Михалкова. Так что теперь у меня есть долг перед РФ и придётся как-то искупать свои грехи. А вообще, не надо катить бочку на россиян и украинцев: есть хозяйствующие объекты и если ты что-то должен – будь добр, заплати.
Михаил Гончар, руководитель энергетических программ центра «Номос»
Это полная чушь, что мы, украинцы, как потребители газа задолжали перед российской стороной. НАК «Нефтегаз Украины» «Газпрому» ничего не должен, поскольку между этими субъектами находится третий – «РосУкрЭнерго». «Нефтегаз» платит «РосУкрЭнерго», а уж как эта компания расплачивается с «Газпромом» – никому не известно.
Сергей Терёхин, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики
Вот вы заходите в магазин, интересуетесь ценой понравившегося телевизора и уходите домой, чтобы подумать, покупать ли его. А на следующий день вам приходит счёт за этот телевизор, который всё ещё стоит в магазине. Вы бы оплачивали такой счёт? Так и с российским газом.
Михаил Погребинский, политолог
Я думаю, что должен России, потому что я себя без Толстого, Достоевского и Чехова не мыслю. А за газ я не должен. Тем более что все претензии «Газпрома» – это эмоциональная реакция на хамское заявление нашего президента. А Ющенко только рад: и Тимошенко готов уволить, и $2,5 млрд. отдать.
Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. Разумкова
Я плачу за газ, электричество и воду и ничего не должен – ни России, ни «Газпрому». В связи с закрытостью работы газовых секторов Украины и России эксперты могут только догадываться, кто кому и за что должен.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития
Советскому Союзу я должен точно: за бесплатное образование, лечение, а вот с Россией у меня не было никаких пересечений в долговых обязательствах.