Победители и проигравшие. Как Майдан смешал политические карты

С начала Евромайдана прошло полгода. Фокус.ua определил, кому из политиков революция сломала судьбу, а кому наоборот пошла на пользу

"И.о президента Александр Турчинов", "официальный кандидат от Партии регионов на досрочных президентских выборах Михаил Добкин", "явный лидер президентской гонки Петр Порошенко". Полгода назад, в начале Евромайдана, представить что-то подобное не мог бы даже самый смелый политолог. Сейчас же это стало частью политической реальности. Фокус определил пятерку главных проигравших и пятерку главных бенефициаров украинской революции 2013-14 годов.

Кто проиграл на Евромайдане:

1. Виктор Янукович. Безусловный топ-лузер. Полгода назад его власть была абсолютной и казалась несокрушимой, 15-миллиардный кредит от России и снижение цены на газ позволяло ему удержать экономическую ситуацию в Украине под контролем и избраться на второй срок при помощи админресурса и силовиков. Сейчас четвертый президент Украины скрывается в России, то ли в Ростове, то ли в Подмосковье, лишь изредка появляясь перед камерами, а его выступления не вызывают ничего, кроме смеха. Личный крах главы "Семьи" привел к разгрому всего клана – и некогда могущественный олигарх Александр "Стоматолог" Янукович, и одиозный генпрокурор Виктор "Кум" Пшонка и прочие "семейные" деятели сейчас прячутся по всему свету, отчаянно пытаясь спасти остатки нажитого нечестным путем имущества.

2. Партия регионов. Бегство почетного главы ПР Януковича из страны поставило самую мощную украинскую политсилу на край пропасти. По информации Фокуса, около двух третей всех партийцев положили на стол партбилеты или просто прекратили партийную деятельность. Подавляющее большинство парторганизаций на Западе и в Центре Украины разгромлены, зачастую – в буквальном смысле слова. В итоге, самая популярная еще полгода назад политсила вполне рискует остаться за бортом парламента на ближайших внеочередных выборах в Раду. Понимая это, десятки высокопоставленных сине-белых партфункционеров предпочли бежать с тонущего корабля, либо образуя свои проекты или группы, либо договариваясь с нынешней властью. Зачастую довольно успешно.

3. Компартия. Давние союзники регионалов повторили судьбу своих старших партнеров. Партийные организации уцелели лишь в отдельных регионах на Юге и Востоке страны, на остальной территории коммунисты и вовсе стараются не обнаруживать себя – справедливо опасаясь возмездия со стороны проукраинских активистов. Сама партия сейчас ходит под угрозой запрета, а ее лидер Петр Симоненко заявил, что снимается с президентской гонки. По данным источников Фокуса, ряд высокопоставленных коммунистов считают Симоненко и его окружение персонально виновными за такое положение вещей и требует поменять партийное руководство. Но даже если переворот в КПУ состоится, в следующем парламенте фракции КПУ, скорее всего, не будет. Впервые за историю независимой Украины.

4. Виталий Кличко. Евромайдан ударил по политическим позициям не только бывшей власти и ее сателлитов, но и по отдельным революционерам. В первую очередь, по лидеру УДАРа Виталию Кличко, который совсем недавно казался единственной возможной альтернативой Януковичу на следующих президентских выборах. Но Янукович исчез – и рейтинг Кличко стремительно пополз вниз. Его окружение убедило знаменитого боксера отказаться от президентских амбиций и поддержать Петра Порошенко. Самый популярный в прошлом оппозиционер всеукраинского масштаба сейчас ведет упорную борьбу за кресло мэра Киева, и даже в случае победы получит довольно ограниченные полномочия. А его партия тем временем уверенно переходит под контроль Порошенко и его соратников.

5. ВО "Свобода". Осенью 2012 года почти 11% украинцев отдали свои голоса за партию, обещавшую провести в стране "национальную революцию". Через год с небольшим такая революция де-факто состоялась, но рейтинг свободовцев и их лидера Олега Тягнибока значительно упал. В недавнем интервью Фокусу Тягнибок объяснил, что его соратники были "чернорабочими революции" и сознательно отказались от ведения избирательной кампании. Действительно, в событиях на Майдане свободовцы сыграли заметную роль, но на следующих выборах рискуют оказаться вне парламента, несмотря на общий рост патриотических настроений в украинском обществе. Тем более, на националистическом поле у них появился молодой и дерзкий конкурент, "Правый сектор", о чем речь пойдет ниже.

Кто выиграл на Евромайдане:

1. Петр Порошенко. Полгода назад даже не все социологи включали фамилию собственника "Roshen" в президентские опросники. А если и включали, то его рейтинг был на уровне статистической ошибки. С тех пор он вырос в десятки раз. Социологи и политологи попытались объяснить феномен Порошенко грамотным позиционированием на Майдане – он был среди его фронтменов, но всегда находился как бы за спиной Яценюка, Кличко и Тягнибока. Эта тройка своими нерешительными действиями "спалила" свои рейтинги и промайдановский электорат массово переориентировался на Порошенко, у которого до сих пор нет ни своей партии (мифическая "Солидарность" не в счет), ни своей команды. Зато есть шансы впервые в новейшей украинской истории победить на президентских выборах уже в первом туре.

2. Юлия Тимошенко. После того, как бывшая власть фактически отказалась от евроинтеграции (что и стало поводом к началу Майдана), шансы "харьковской узницы" выйти из-за решетки в обозримой перспективе снова сократились до нуля. Более того, и до начала майдана, и в его разгар прокуратура продолжала выдвигать Юлии Владимировне новые и новые обвинения – скорее всего, Тимошенко вообще никогда не вышла бы на свободу при президентстве Виктора Януковича или его официального преемника. На следующий день после бегства Януковича освобожденная Тимошенко уже выступала на Майдане, который встретил ее довольно прохладно. Вопреки призывам значительной части майдановцев и даже членов бело-сердечной команды, ЮВТ пошла на президентские выборы. Тем самым она упустила шанс конвертировать статус "политической узницы номер один" в статус "морального лидера нации", претендовать на который она могла ввиду явно несправедливого заключения. Тем не менее, Тимошенко с азартом включилась в президентскую гонку, а в случае вероятного поражения на выборах займет в украинской политике свою любимую роль – главного лидера непримиримой оппозиции.

3. Сергей Тигипко. Удивительным образом Майдан сыграл на руку и одному из представителей прошлой власти – Сергею Тигипко. К моменту начала революции его политическая карьера казалась завершенной. Свою партию "Сильная Украина" он "слил" регионалам, без особых успехов проработал в правительстве, получив один из самых высоких антирейтингов благодаря пенсионной и налоговой реформам, и всего лишь руководил одной из семи внутренних групп во фракции ПР. На волне распада регионалов Тигипко пытался возглавить партию, проиграл внутреннюю борьбу Михаилу Добкину, но пошел на выборы самовыдвиженцем. И по данным всех соцопросов, место в топ-пятерке ему обеспечено. Хотя шансы на президентство у Тигипко призрачные, после выборов он наверняка сохранит, а то и усилит свои позиции в высшей политической лиге. Поссорившись с группой Левочкина-Фирташа, чьи интересы он несколько лет представлял в Раде и Кабмине, Тигипко, по информации Фокуса, смог найти общий язык с популярным ныне в народе олигархом-губернатором Игорем Коломойским. И сейчас за кулисами парламента идет активная вербовка депутатов в новую группу Тигипко, за которой будет стоять Коломойский. Говорят, десятка два депутатов уже согласились войти в новое объединение, а сам Сергей Леонидович занялся возрождением личного партпроекта, "Сильной Украины".

4. Арсений Яценюк. Во время Майдана многие потешались над попытками Арсения Петровича играть неподходящую ему роль пламенного революционера, а его фраза про "кулю в лоб" стала популярным интернет-мемом. Тем удивительнее смена отношения к Яценюку после того, как он занял кресло премьер-министра. Политические эксперты и лидеры мнений указывают, что он наконец-то оказался на своем месте, не побоявшись взять на себя ответственность за непопулярные, но необходимые стране меры, вроде сокращения социальной нагрузки на госбюджет. А в сравнении со своим предшественником, косноязычным Николаем Азаровым, свободно говорящий по-английски и уверенно чувствующий себя на переговорах с любыми мировыми лидерами Яценюк и вовсе смотрится очень выгодно. Более того, Арсений Петрович имеет все шансы сохранить за собой кресло премьера, кто бы ни выиграл выборы, Юлия Тимошенко или Петр Порошенко. Покамест Яценюк, по информации Фокуса, лоббирует внесение изменений в Конституцию, по которым полномочия главы правительства будут расширены за счет президентских – если это получится, он де-факто станет первым лицом в государстве. Но даже если сравнивать его позиции полгода и сейчас, рост его влияния очевиден.

5. Правый сектор и другие "новые лица". В начале Евромайдана Правого сектора вообще не существовало как такового – он сформировался из нескольких маргинальных ультраправых движений прямо во время революции. Сейчас же о Правом секторе много говорят в Украине (а в России – еще больше), а партия, в случае снижения проходного барьера и при наличии удачи, может всерьез претендовать на попадание в следующий парламент.

Ольга Богомолец, Андрей Парубий, Леся Оробец, партия "Демократический альянс" и другие политики и организации были известны и до Майдана, но в основном в среде журналистов, активистов и другой прогрессивной публики. После революции о них узнали миллионы. Но узнаваемость и рейтинг – разные вещи. Так, та же Оробец имеет лишь призрачные шансы стать мэром Киева, а Богомолец не имеет и таких – уже на выборах президента. Шансы "Демальянса" пройти в Киевсовет также далеко не абсолютны. Впрочем, достигнутый за последний месяцы рост популярности "новых лиц" в украинской политике позволяет причислить их к бенефициарам революции.

Милан Лелич, Фокус