Григорий Немыря: Россия получила возможность диктовать свои правила
В интервью Фокусу замглавы ВО "Батькивщина" Григорий Немыря рассказал о том, на что партия рассчитывает на ближайших выборах, как Украина может стать членом НАТО и почему нельзя откладывать имплементацию Соглашения об ассоциации
ВО "Батькивщина" выступает против выборов во время войны, но несмотря на это участвует в избирательной гонке. Что даст перезагрузка парламента сейчас?
— Идея выборов — в прозрачном и честном обновлении власти, чтобы после "революции достоинства" предоставить всем гражданам Украины возможность выбора. Можно ли достигнуть этой цели сейчас? Нет. Выборы не пройдут по 12 крымским округам и в большинстве округов Донбасса. Эти выборы имели бы очищающий смысл, если были бы приняты новые правила игры — пропорциональная система.
Наша партия предложила соответствующий закон, но из-за противодействия тех, кто жил и живет по-старому, и тех, кто только призывает "жить по-новому", этот закон не был принят. Сейчас через мажоритарные округа в Верховную Раду пытаются проникнуть представители политсил, несущих ответственность за насилие над мирными гражданами.
В первой десятке ВО "Батькивщина" есть никому не известные люди, молодые активисты. Чья идея была взять их в список?
— В первой десятке только два действующих депутата — Сергей Соболев и я, а также Юлия Тимошенко — лидер Батькивщины. Остальные не пробовали себя на национальном политическом уровне. Мы помогаем попасть в парламент тем, кто озвучивает общественные запросы: качественное образование, история раннего успеха, профессиональный опыт и политическое мужество — способность сохранять достоинство вопреки давлению.
- Читайте также: Верные Батькивщине. Кого ведет в Раду Юлия Тимошенко
В первой пятерке три женщины. Это не просто дань моде. Это была осознанная, я бы сказал, выстраданная инициатива Юлии Тимошенко, которая, как никто другой, понимает, что такое быть женщиной-лидером в политике, тем более в украинской.
Валерий Чалый, замглавы АП, утверждает, что после того как ВО "Батькивщина" поставила Надежду Савченко первым номером в списке, переговоры о ее освобождении усложнились. Теперь ведь речь идет не о рядовом украинском военном, а почти о народном депутате.
— Я не хочу комментировать высказывания Чалого, пусть это делает его руководитель Борис Ложкин. Юлия Тимошенко недавно вернулась из Страсбурга, где встречалась с генсеком Совета Европы Турбьерном Ягландом и президентом ПАСЕ Анном Брассером. Они оба поддержали идею помощи Савченко, потому что речь идет о защите прав человека, который был незаконно задержан на территории Украины и доставлен в Россию. В свое время Юлии Тимошенко как политическому заключенному режима Януковича помогла мощная и солидарная международная кампания по ее освобождению. Мы уверены, что это поможет и политическому узнику режима Путина — Надежде Савченко.
Накануне съезда партии "ВО "Батькивщина" ее покинули многие старожилы, включая Александра Турчинова, Сергея Пашинского и других. Как внутри партии восприняли этот поступок?
— Ответственность за это решение лежит на них. В политике нужно воспринимать реальность, а не строить замки на песке. Вряд ли можно считать хорошей практикой, когда политики меняют две-три, а то и четыре партии за короткое время. Могу утверждать, что в нашей партии их решение восприняли как ожидаемое, многие с облегчением. В списках Батькивщины сегодня нет ни одного представителя Кабмина, Администрации президента или губернаторов.
Как уход коллег отразился на рейтинге вашей политсилы?
— Это покажут результаты выборов. ВО "Батькивщина" — партийный ветеран, нам 15 лет. Примеры таких проектов, как Народный фронт или Блок Петра Порошенко, которым всего несколько месяцев, а они уже в выборах участвуют, можно, если потрудиться, отыскать в истории. Это дело присутствия или отсутствия политического курса и качества политической культуры. Замечу только, что призывать других "жить по-новому" гораздо легче, чем самим это делать. К сожалению, пока в обществе доминирует представление, что все остается "по-старому".
Усмирить Путина
На откладывании имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС настаивала Россия. Но такая попытка умиротворить агрессора не дала результата — война в Донбассе продолжается. Вы как бывший вице-премьер по вопросам европейской интеграции понимаете мотивы, по которым полноценное вступление в силу соглашения отложено?
— Есть две версии. Первая: такова была позиция отдельных стран — членов ЕС. Вторая: обоюдное решение Евросоюза и Украины. Насколько я знаю, отложить временное применение соглашения попросил Петр Порошенко во время саммита НАТО в Ньюпорте. Президент объяснил это необходимостью упредить жестко негативную реакцию России. Но я не понимаю, чем эта позиция по сути отличается от позиции Януковича, который также объяснял отказ от соглашения тем, что Россия отреагирует жестко. Выходит, РФ опять получила право вето на внешнеполитический выбор Украины.
По-вашему, нужно было не обращать внимания на позицию России?
— Мы уже не получаем российский газ. Российские войска и оружие находятся на территории Украины. Что может быть хуже?
Российские войска разворачивают активное наступление на всю территорию.
— Начало реализации соглашения было бы лучшей антитеррористической операцией и ответом на агрессию Путина. Внешняя политика начинается дома. Мы существенно ослабили свои позиции в мире, когда отложили применение соглашения, которое сами же называли нашим цивилизационным выбором. Как можно совместить благие намерения президента не позднее 2020 года подать заявку на вступление в ЕС и одновременное откладывание экономической интеграции с ЕС на полтора года?
Во время съезда партии "ВО "Батькивщина" Юлия Тимошенко заявила, что необходимо возобновлять переговоры в формате ЕС, США, Россия и Украина для прекращения войны в Донбассе. О чем, по-вашему, можно договориться с Владимиром Путиным?
— Переговоры можно успешно вести только тогда, когда есть четкая и сильная переговорная позиция. Поэтому мы настаиваем на так называемом "женевском формате" — при участии Евросоюза и США. Почему важно присутствие Америки? Не только потому, что это мощная сверхдержава. Это в первую очередь страна — гарант украинского суверенитета и территориальной целостности по Будапештскому меморандуму. Отказ от этого формата, который был создан по просьбе украинской стороны, мы считаем грубейшей ошибкой.
- Читайте также: Рефат Чубаров: Крым вернулся во времена репрессий 1937 года
Сейчас Россия получила возможность диктовать свои правила, и она их закрепила в минских соглашениях, выписанных таким образом, чтобы держать Украину в состоянии перманентной нестабильности и замкнуть ее в западне "замороженного конфликта".
Допустим, минские соглашения были выписаны так, как того хотел Путин. Их условия не выполняются. Где гарантия, что будут выполняться договоренности, достигнутые в женевском формате?
— Минские протокол и меморандум — это двухсторонний формат с позиции силы РФ и без надежных механизмов верификации. Женевский формат ни при каких обстоятельствах не мог бы дать тактического, а тем более стратегического преимущества РФ. Евросоюз и США начинают понимать, что сейчас идет не просто российско-украинская война. Это заявка Путина на новое лидерство в мире, которое угрожает национальным интересам других стран.
В четырехстороннем формате отстаивать и защищать национальный интерес удавалось бы результативнее и надежнее. Минский процесс позволяет Путину создавать анклав РФ на территории Украины и готовить почву для новых замороженных конфликтов в нашей стране по принципу домино.
Санкции ЕС и США против России постепенно сказываются на ее экономике, но не способствуют завершению войны в Донбассе. Почему?
— Потому что Россия готова пока платить такую цену за воплощение плана Путина. Санкции, применяемые к РФ, поэтапные и растянутые во времени. Они для России долго могут оставаться приемлемой ценой. А для стран, которые их вводят, санкции становятся все большей и большей проблемой. Это позволяет Путину создавать противоречия не только между США и ЕС, но и в середине самого Евросоюза, используя эгоизм некоторых стран-членов. Чтобы санкции сработали, они должны быть максимально жесткими, бить по нефтегазовой отрасли, банковскому сектору и быть ограниченными во времени.
Долгая дорога в НАТО
У нашей страны еще есть шансы получить военно-техническую помощь, в частности тяжелое вооружение, хотя бы от стран ЕС?
— В нынешней ситуации это маловероятно. Нужно перестать делать вид, что у нас АТО. Неформально власть признает, что идет война. Но не создана ставка верховного главнокомандующего. Другие страны не понимают, в чьи руки попадет оружие, как оно будет распределяться, кто отвечает за его применение. Еще один момент — создание четкой системы управления и военной координации, а также введение частичного военного положения в Донецкой и Луганской областях.
Три оставшиеся причины, по которым нет желания передавать Украине тяжелое вооружение, — коррупция в армии, продажа оружия другим странам, когда своей армии его недостает, и присутствие агентов РФ в силовых структурах Украины.
ВО "Батькивщина" давно настаивает на введении военного положения. Есть ли в этом острая необходимость?
— Появится четкая система координации. Кроме того, мы дадим ясный посыл, что у нас не внутренний конфликт, как это пытается преподнести Россия. Наши партнеры в замешательстве, когда мы говорим, что у нас нет войны, а есть АТО, и просим тяжелое вооружение, включая противотанковое.
- Читайте также: Слишком народный депутат. Зачем сотник Парасюк штурмует Раду
Ваша партия обещает привести Украину в НАТО. При этом Альянс четко дал понять, что в ближайшее время он не хочет видеть нашу страну среди своих членов. Как вы планируете воплощать в жизнь это обещание?
— Точно так же можно говорить, что нас не ждут в ЕС. Никто в мире никого не ждет. Право попытаться получить от НАТО план действий по членству (ПДЧ) есть у всех. Даже Исландия, у которой вообще нет армии, является членом НАТО. Грузия сейчас сотрудничает с Альянсом в формате "план готовности к действиям" при наличии двух замороженных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Чем нынешняя ситуация отличается от ситуации 2008 года, когда руководство Украины подало заявку и получило отказ? Тогда членство Украины в НАТО поддерживало меньше 20% украинцев, сейчас — от 53% до 70%. Демократическим странам сложно будет отказать нам, если у граждан эта идея пользуется такой поддержкой. Это не значит, что Украина завтра станет членом НАТО. Но над этим нужно начинать работать.