Саид Исмагилов: террористы Сирии и "ДНР" созданы по одной модели

Фото из личных архивов
Фото из личных архивов

Муфтий Духовного управления мусульман Украины "Умма" Саид Исмагилов рассказал Фокусу, как выглядит настоящий джихад, и как помирить свободу слова с исламом

В свете случившихся во Франции терактов ислам снова называют религией террористов. Насколько такие обвинения оправданны?

— Когда я впервые услышал о тер­актах в Париже, сразу понял, что нас ждет очередная волна исламофобии.

В ту же ночь зазвучали призывы продолжать публиковать различные карикатуры. Тогда же закрались подозрения, что вместо примирения, наоборот, делаются шаги для дальнейшей эскалации конфликта.

Я сразу обратился к общественности с осуждением этих преступлений, которые не имеют никакого отношения ко многовековой мировой религии и нарушают предписания ислама.

Джихад должен быть внутренним

Как, по-вашему, мусульмане должны реагировать на подобные изображения?

— Для мусульман Европы существуют определенные правила. Это не просто не мусульманское, это секуляризированное общество. И мусульмане, которые живут в таких условиях, должны соблюдать процедуру, предусмотренную конкретным государством.

То есть использовать те механизмы, которые приняты в таком обществе: жалобы, судебные иски, общественное обсуждение, борьбу за законодательные барьеры для защиты от оскорблений религиозных чувств.

Что умеренные мусульмане собираются противопоставить радикалам?

— В мусульманском мире уже выработана и актуализирована идея умеренности. Она называется аль-васатыя. Это идеология, которую сейчас активно проповедуют практически во всех арабо-мусульманских странах и за их пределами.

После террористов "Аль-Каиды", которые оправдывали свои преступления борьбой во благо ислама и мусульман, в мусульманском мире автоматически начал вырабатываться своеобразный антивирус.

Ведь для того, чтобы молодежь из самых бедных стран не симпатизировала радикалам, необходимо дать ей альтернативу. Ею стала идеология умеренности, отказа от радикализма и насилия.

В разных формах эта идеология сейчас присутствует почти во всех исламских сообществах — от консервативных стран Персидского залива, до общин в европейских государствах.

Саид Исмагилов Fullscreen

Звучат обвинения, что насилие чуть ли не запрограммировано в строках Корана. В качестве примера приводят упоминание священной войны — джихада. Что такое джихад и стоит ли его бояться тем, кто не верит в Аллаха?

— Слово "джихад" в священных текстах означает "усилие". И джихад означает не войну, а борьбу с собственными недостатками: порочностью, ленью и так далее.

Пророк Мухаммед, вернувшись из похода, обратился к своим сторонникам: "Мы вернулись с малого джихада, и теперь займемся большим джихадом". Всегда труднее победить себя, чем быть героем на публику.

Что касается "малого джихада", то речь идет о тех случаях, когда мусульмане защищают себя от внешней агрессии. Если на человека или общество нападают с целью уничтожения, мусульманская традиция предписывает верующим защищать себя. Радикальные же группировки искажают этот термин, представляя его как войну и агрессию вовне.

Европейские правые также используют слово "джихад" не в понимании классического ислама, а в том виде, как его представляют малочисленные радикалы. Получается, что ислам представляется по идеологии городских сумасшедших.

Донецкий халифат

В СМИ озвучивалась информация, что некоторые украинские мусульмане отправились воевать плечом к плечу с боевиками Исламского государства в Сирии и Ираке. Вы подтверждаете эту информацию?

— Нет никаких точных данных относительно людей, которые ездили туда. Никто никогда в жизни не захочет в этом признаться и будет всячески скрывать этот факт.

Кстати, если речь зашла об Исламском государстве, которое, по сути, не является ни исламским, ни государством, то сирийские мирные жители, с которыми мне удалось поговорить, уверены, что это искусственно созданный террористический анклав, финансируемый из России.

Я не могу это подтвердить, но это мнение обычных людей. Когда я расспрашиваю о подробностях, описание до боли напоминает мне "ДНР" и "ЛНР", которые я как житель Донецкой области наблюдал воочию. Только с поправкой на мусульманскую ментальность.

Временные отрезки создания этого анклава те же самые. Очень схожая модель. Одна делается под ислам на Ближнем Востоке, другая — под православие в Донбассе.

Читайте полную версию интервью с Саидом Исмагиловым в печатной версии журнала Фокус.