Все статьиВсе новостиВсе мнения
Политика
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса
Вопрос цены. США могут заставить Путина отказаться от замораживания войны в Донбассе
Ситуация на Донбассе

Вопрос цены. США могут заставить Путина отказаться от замораживания войны в Донбассе

Исследователь по вопросам обороны и международной политики Cato Institute Бред Степлтон анализирует возможные варианты развития событий в Украине

000

Почти семь месяцев назад лидеры Украины, России, Германии и Франции подписали договор о прекращении огня на востоке Украины. И хотя спорадические обстрелы не прекратились, именно благодаря минским соглашениям удалось получить передышку после напряжённых боевых действий, которые длились почти весь 2014 год.

К сожалению, предполагать, что конфликт сводится на нет, ещё рано. Доказательство тому — ярость, с которой митингующие ответили на голосование Верховной Рады за законопроект о децентрализации. Тем не менее у США есть возможность вынудить Украину и Россию урегулировать вопрос.

Если конфликт не решится, возможны два не самых привлекательных сценария. Один из них — возобновление активных боевых действий. Второй вариант — замороженный конфликт с нечастыми перестрелками и тихой нелюбовью к Донбассу.

На первый взгляд, худой мир лучше доброй войны. История знает случаи, когда замороженный конфликт не мешал государству развиваться. Тайвань, который до сих пор отделяется от Китая, и две Кореи, технически соблюдающие перемирие в войне, — известные тому примеры.

Как бы ни хотелось это признавать, но потенциальный замороженный конфликт по-украински вряд ли будет похож на вышеупомянутые восточные варианты. Прогресс, которого достигли Китай, Тайвань и Южная Корея, стал возможен только благодаря стабильности, которая воцарилась в этих странах благодаря предоставленным США гарантиям безопасности для этих государств. В условиях текущего кризиса Соединённые Штаты вряд ли смогут взять на себя подобные обязательства по отношению к Украине.

Скорее всего, замороженный украинский конфликт будет напоминать те, что уже существуют в Грузии и Молдове. Из-за сепаратистских настроев и неофициального присутствия российских войск в Абхазии и Южной Осетии эти государства дискредитированы, и вряд ли они в ближайшее время смогут присоединиться к Евросоюзу или любому другому западному политическому институту. Более того, организованная преступность, поддерживаемая Россией на сепаратистских территориях, продолжает препятствовать политическому и экономическому развитию стран.

Замороженный украинский конфликт будет напоминать ситуацию в Грузии и Молдове

Развитие Украины значительным образом зависит от того, сохранится её целостность или нет (мы не говорим сейчас о Крыме). Выполнение оговорённых во вторых минских соглашениях обязательств поможет урегулировать политическую проблему. Однако нежелание выполнять предписанное наблюдается с обеих сторон.

Бурные протесты 31 августа показали, что украинские националисты крайне негативно относятся к расширению полномочий местных властей на территории Донецкой и Луганской областей. В то же время повстанческие лидеры не хотят расставаться с властью и теми полномочиями, которые они захватили. Предполагается, что Кремль может воспользоваться ситуацией и значительно ослабить Украину, поощрив замороженный конфликт, — точно так же, как это было сделано в Грузии и Молдове.

Учитывая всё это, Соединённым Штатам следовало бы делать более решительные шаги, чем просто стимулировать стороны конфликта к диалогу, ведь рычаги для этого у Вашингтона имеются: Международный валютный фонд уже предложил Украине кредитный пакет на сумму около $17,5 млрд, львиная доля которого уйдёт на реструктуризацию долга и проведение экономических реформ. Кроме того, и США, и Евросоюз выделили Украине по $2 млрд кредитных средств.

Тем не менее, по оценкам экспертов МВФ, в течение следующих четырёх лет Украине понадобится ещё $40 млрд. Поэтому администрация президента США Барака Обамы должна чётко пояснить Киеву (и призвать к этому европейских союзников), что от выполнения вторых минских соглашений будет зависеть любая дополнительная финпомощь.

США сложно повлиять на мятежников. На Россию — легче, к ней можно применить всеобъемлющий набор экономических санкций. До этого момента санкции рассматривались как дипломатический инструмент принуждения. Их неэффективность объясняется тем, что Вашингтон особо не бил по больным для Владимира Путина местам — одно из них, кстати, возвращение Крыма в состав Украины.

Администрация Обамы не должна допустить повторения крымских событий в Донбассе. Поскольку российская экономика находится в тяжёлом положении, предполагаемая отмена санкций — заманчивая перспектива для РФ. Её можно использовать, чтобы вынудить Путина к сотрудничеству по украинскому вопросу.

Алгоритм прост: Киев принимает все необходимые законы, предоставляет больше автономии Донецкой и Луганской областям, США предлагает Москве ослабление санкций, Белокаменная взамен выводит свои войска из Донбасса. Для Путина это будет совсем не унизительно, ведь он отрицает своё участие в конфликте. Кроме того, Кремль должен принудить сепаратистов сложить оружие и таким образом помочь Украине восстановить контроль над своими внешними границами.

С последним пунктом могут возникнуть трудности — точно не известно, в какой степени российский лидер способен контролировать сепаратистское руководство. Тем не менее перспектива ослабления санкций, безусловно, могла бы стать для Путина стимулом использовать все имеющиеся рычаги давления для выполнения вторых минских соглашений.

Такая "услуга за услугу" может оказаться для Путина привлекательнее любого замороженного конфликта. Он сможет утверждать, что преуспел в защите прав этнических россиян в Восточной Украине и при этом сумел отменить неоправданные, по мнению многих россиян, западные санкции.

Вопрос в том, готовы ли США предоставить Путину то, что он представит как свою личную победу? Но этот малопривлекательный шаг намного лучше, чем сидеть сложа руки и наблюдать за продолжением украинского конфликта.

Перевод Анны Синящик
Источник:
Newsweek

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.