Сворачивание войны. 5 главных итогов для Украины встречи "нормандской четверки"

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Фокус разбирался, о чем договорилась "нормандская четверка" и есть ли шансы воплотить это в жизнь

В Париже президенты Франции, Германии, Украины и России оформили план урегулирования конфликта в Донбассе. Многие из пунктов договоренностей трудновыполнимы для Киева и идут вразрез с украинскими государственными интересами. Однако плюсы все же есть: Путина оттащили от войны на востоке Украины — там наступил хоть и гибридный, но мир. А если Петр Порошенко и Ко действуют по четко намеченному плану, то затягивание времени играет на руку Киеву — санкции Запада медленно, но уверенно подтачивают режим Путина.

1

Гибридный мир

Соглашение об отводе вооружения калибром до 100 мм трехсторонняя контактная группа по урегулированию ситуации в Донбассе подписала в Минске 29 сентября — за три дня до запланированной встречи "нормандской четверки". Этому решению не помешало даже то, что российско-террористические войска так и не выполнили в полной мере февральские минские договоренности, подразумевающие отвод всей тяжелой военной техники от линии разграничения. По этой причине идею отведения более легкого вооружения военные эксперты сразу восприняли в штыки. "Даже если мы увидим, что российско-террористические войска начали убирать из буферной зоны реактивные системы залпового огня, минометы, тяжелую бронетехнику, все равно не сможем констатировать наступление мира, — говорит Дмитрий Тымчук, народный депутат от Блока Петра Порошенко и координатор группы "Информационное сопротивление". — Дело в том, что это вооружение можно вернуть в течение нескольких часов. Нужно учитывать, что идет ротация и перегруппировка войск. Если через двое-трое суток на то же место не прибудут новые танки, можно будет говорить, что частично технику отвели. Представители Украины в Минске подписывают документы, абсолютно не оценивая объективную картину. Это неправильно и близоруко".

После парижских договоренностей в Донбассе впервые за последние полтора года не стреляют

В Париже "нормандская четверка" лишь закрепила намерение отводить вооружение калибром до 100 мм, включая танки и минометы. Согласно договоренностям, технику будут перемещать в два этапа, а весь процесс займет 41 день. За это время вооружение должно быть отведено не менее чем на 15 км от линии столкновения. 5 октября украинская армия убрала от линии разграничения первые танки. Боевики тем временем передислоцируют по 3–5 танков в районе города Счастье, сел Станица Луганская, Веселая Гора, Славяносербск и Желобок, однако в "Информационном сопротивлении" считают, что пока это больше похоже на имитацию отвода тяжелой техники — группы из 10–15 танков остаются на тех же участках замаскированными. Если завершить отвод вооружения все же удастся, на оккупированную территорию прибудут специалисты из Франции и Германии и под наблюдением ОБСЕ займутся разминированием.

В любом случае, после парижских договоренностей в Донбассе впервые за последние полтора года не стреляют. Многие политологи и военные эксперты считают, что гибридный мир на востоке Украины установился надолго: санкции Запада вынудили Путина пожертвовать войной в Донбассе в пользу сирийской авантюры, в которой Россия увязнет надолго.

2

Действие минских соглашений продлили
на 2016 год

По словам президента Франции Франсуа Олланда, реализовать один из главных пунктов февральских договоренностей по Донбассу, а именно — провести честные выборы в оккупированной его части, в этом году не удастся. Следовательно, избирательная кампания на подконтрольных боевикам территориях начнется в 2016 году. Продление действия минских соглашений — один из ключевых итогов встречи в Париже. Если бы этого не произошло, план по урегулированию конфликта на востоке был бы сорван. Украине выгодно тянуть время в условиях прекращения огня, ведь благодаря антироссийским санкциям есть шансы добиться от президента России большей сговорчивости. "То, что нам нужно было от минских соглашений, а именно — прекращение огня, мы достигли, — считает Богдан Яременко, глава Фонда "Майдан иностранных дел". — Политическое урегулирование конфликта в том виде, в котором оно прописано в минских соглашениях, для Украины невыгодно, поскольку оно переводит вопрос внешней агрессии России во внутренний конфликт. Это угрожает стабильности и может спровоцировать гражданскую войну. Думаю, сейчас лучше заморозить ситуацию. Возможно, через некоторое время появятся и более выгодные для Украины варианты выхода из ситуации".

Киеву невыгодны многие политические решения в вопросе исполнения минских/парижских договоренностей. После переговоров в Париже канцлер Германии Ангела Меркель акцентировала внимание на том, что важной частью договоренностей является принятие Верховной Радой нового закона о выборах на территории, подконтрольной российско-террористическим войскам, об амнистии боевиков и об особом статусе Донбасса, который должен быть отражен в Конституции Украины. В своем выступлении по итогам встречи "нормандской четверки" о двух последних пунктах договоренностей Петр Порошенко предпочел не упоминать. В Администрации президента, помня о трагических событиях возле Рады 31 августа, прекрасно понимают, что попытки узаконить амнистию боевиков и особый статус Донбасса могут не только разрушить коалицию, но и дестабилизировать ситуацию в стране.

3

Выборы в оккупированном Донбассе пройдут в 2016 году по украинским законам

Еще одна важная часть парижских договоренностей — отмена псевдовыборов в "ДНР" и "ЛНР", запланированных на 18 октября и 1 ноября соответственно. Накануне встречи украинская сторона долго продвигала тезис о том, что подготовка самопровозглашенных властей к этим выборам — срыв минских соглашений. 6 октября по указанию Кремля лидеры боевиков подтвердили, что готовы перенести избирательный процесс на 2016 год.

Честные выборы невозможны без восстановления полноценной инфраструктуры украинских полпартий в Донбассе

Впрочем, одной лишь отсрочкой избирательной кампании дело не ограничилось. Теперь сепаратисты хотят, чтобы новый закон о выборах в Донбассе парафировали все участники минских переговоров. Иными словами, представители террористов требуют от Киева согласования с ними правил проведения избирательной кампании. Однако даже если выборы в нынешних "ДНР-ЛНР" пройдут, это не значит, что в органах местного самоуправления Донбасса окажутся исключительно боевики. У Киева есть свой план на этот счет: поскольку сегодняшние переселенцы из Донбасса не могут голосовать на всеукраинских местных выборах 25 октября, своим правом выбора они воспользуются, вернувшись по месту прописки. "Украинские граждане, украинский якорь Донбасса будет голосовать на местных выборах в Донбассе, кому и как ни хотелось бы лишить их права голоса", — заявил Петр Порошенко в интервью украинским телеканалам после встречи в Париже. Не исключено, что в таком случае избиратели-переселенцы из оккупированной части Донбасса отдадут предпочтение не Захарченко и другим лидерам боевиков, от которых им пришлось бежать в мирную часть Украины, а представителям действующей украинской власти или оппозиции. Правда, для этого Киев должен сделать все от него зависящее, чтобы эти выборы прошли по критериям ОБСЕ (на которые ссылаются Ангела Меркель и Франсуа Олланд), а не по правилам боевиков. Честные выборы, в частности, невозможны без восстановления полноценной инфраструктуры украинских политических партий в Донбассе, без свободной политической агитации, без свободы распространения украинских медиа и без гарантий физической безопасности для кандидатов, наблюдателей, журналистов и избирателей. Другой вопрос, сможет ли украинская власть даже с помощью международных наблюдателей обеспечить честные выборы в Донбассе, учитывая следующий пункт парижских договоренностей.

4

Передача восточной границы под контроль Украины и вывод российских войск после выборов в Донбассе

Самым противоречивым итогом встречи "нормандской четверки" оказалась трактовка пунктов минских соглашений, связанных с выводом российских военных с территории Украины и передача всей восточной границы под контроль Киеву. Франсуа Олланд в своем выступлении по итогам встречи намекнул, что российские войска (президент Франции в своей речи назвал их иностранными) покинут Донбасс только после местных выборов. Соответственно высоки риски силового доминирования боевиков на всех стадиях избирательного процесса, с чем Киев вряд ли смирится, а значит, договоренности по выборам могут быть сорваны, что спровоцирует новую эскалацию конфликта.

Такой же порядок действий — сначала выборы и только потом контроль над границей — предусмотрен в минских соглашениях, заключенных в феврале этого года. Однако Петр Порошенко настаивает, что до вывода иностранных войск и передачи под контроль Украины всей восточной границы проведение выборов на подконтрольных боевикам территориях невозможно. "Вывод иностранных войск должен произойти сейчас, без какой-либо привязки к выборам, и это четко написано в минских договоренностях, четко подтверждено руководителями Франции и Германии и доведено до сведения РФ", — заявил президент в интервью украинским телеканалам после встречи "нормандской четверки". У президента действительно есть причины настаивать на своем. "Те заявления, с которыми выступили Меркель и Олланд, это лишь трактовки, — считает Алексей Гарань, профессор политологии Киево-Могилянской академии. — Вокруг этого будет продолжаться борьба, потому что в минских соглашениях не указана дата, когда должны быть выведены войска. Основная борьба теперь перейдет в дипломатическую плоскость, и тут еще вопрос, кто кого".

5

Усиление миссии ОБСЕ

В Париже "нормандская четверка" договорилась о том, что накануне проведения выборов в оккупированных частях Луганской и Донецкой областей в Украину должны прибыть представители Бюро демократических институтов и прав человека, являющегося структурой ОБСЕ. Именно эти наблюдатели будут принимать решение о том, признавать ли выборы на востоке Украины легитимными.

Боевики готовность пускать наблюдателей ОБСЕ на свою территорию пока не подтвердили

За время конфликта в Донбассе миссия ОБСЕ зарекомендовала себя не только с положительной стороны: наблюдателям неоднократно удавалось "не замечать" масштабные обстрелы сил АТО боевиками. Несмотря на это, в Париже договорились об увеличении штата представителей организации. Впрочем, количество наблюдателей — далеко не главная проблема в ее работе на территории Украины. "Если речь идет о той миссии, которая сейчас действует, то я не уверен, что нужно увеличивать ее численность, — говорит Александр Сушко, научный директор Института евроатлантического сотрудничества. — Гораздо важнее добиться доступа наблюдателей ко всем объектам. Речь идет о местах содержания оружия, боеприпасов, а также неконтролируемых Киевом частях границы". По словам главы украинского МИДа Павла Климкина, впервые на парижских переговорах Владимир Путин заявил, что миссия ОБСЕ должна иметь доступ ко всему Донбассу, согласно своему мандату. Боевики готовность пускать наблюдателей на свою территорию пока не подтвердили.

6

Что дальше?

По результатам встречи "нормандской четверки" не был подписан ни один документ, однако достигнутые во французской столице договоренности усложняют выполнение минских соглашений. Все потому, что теперь от Украины Запад и Россия требуют принять сразу три архисложных и взрывоопасных закона — о правилах проведения выборов в Донбассе, об амнистии боевиков и особом статусе региона, который нужно закрепить в Конституции. Собрать достаточное количество голосов за эти законы будет очень сложно, не говоря уже о внесении изменений в Основной Закон, для чего нужно будет 300 голосов депутатов — на первое чтение конституционных изменений с большим трудом удалось мобилизовать 265 народных избранников.

Как бы там ни было, главный итог переговоров — сворачивание войны — достигнут. Любой дальнейший вариант развития событий для Киева не трагичен. Россия, похоже, надолго увязла в своем новом проекте — "Новосирии", поэтому вряд ли будет снова провоцировать военный конфликт на востоке Украины, "донбасский вопрос" теперь будут решать исключительно политики и дипломаты. В случае затягивания реализации минских соглашений по Донбассу, что, скорее всего, и произойдет, Украина получит в своем составе анклав, за судьбу которого можно долго торговаться с Россией в обмен на снятие с нее санкций, с каждым днем усугубляющих непростое экономическое положение РФ. А если в оккупированной части Донбасса все же удастся провести относительно честные выборы, на территории нынешних "ДНР-ЛНР" появится легитимная власть, с ней Киев наконец-то сможет начать диалог, делегируя ей и полномочия, и ответственность, которую новоизбранные представители власти будет нести уже на основании украинских законов. И это был бы оптимальный вариант деоккупации и возвращения Донбасса.