У нас сегодня есть одна партия — олигархии, где идеология — клептократия, – Андрей Садовый
Лидер Самопомочи и мэр Львова Андрей Садовый рассказал Фокусу о том, как избежать перевыборов в парламент, зачем Администрация президента установила контроль над Ассоциацией городов и какие иностранные инвесторы пришли во Львов
Андрей Садовый — один из самых открытых украинских политиков: договориться об интервью не составляет труда. В конце прошлого года он в третий раз стал мэром Львова — в его поддержку высказался 61% жителей, в то время как ближайший конкурент, свободовец Руслан Кошулинский, набрал 37% голосов. Несмотря на то что основное место работы Андрея Садового во Львовском горсовете, политиком регионального масштаба он перестал быть еще в 2014 году — после того, как его партия "Самопомич" впервые прошла в Верховную Раду. Спустя год после парламентских выборов Садовый остается ключевой фигурой, влияющей на принятие решений в парламентской фракции Самопомочи.
Кто он
Львовский городской голова, лидер партии "Самопомич"
Почему он
Влияет на будущее парламентской коалиции и состав правительства
Вы не поддерживаете инициативу радикально настроенной части фракции Самопомочи о выходе из коалиции. В то же время политсила, которую вы возглавляете, стала внутренней оппозицией в парламентском большинстве. Зачем продолжать работать в такой коалиции?
— Нынешний состав Кабмина себя исчерпал, его нужно менять. Единственная возможность сохранения сегодняшней парламентской коалиции — предложить нового кандидата на должность премьера и сформировать новое правительство. Если коалиция этим шансом воспользуется, мы сможем избежать досрочных парламентских выборов.
Если парламент отправит в отставку Арсения Яценюка, Народный фронт выйдет из коалиции, и она распадется. То есть то, чего вы требуете, по умолчанию ведет к перевыборам.
— Перевыборы — это граница, крайность. Каждая политическая сила должна быть готова к ним. Только у нас почему-то перед каждой избирательной кампанией принимают новый закон о выборах. Помните, какими были требования украинцев во время Революции достоинства? Чтобы выборы состоялись быстро, по пропорциональной системе с открытыми списками. Чем это все закончилось? Формат 50 на 50, который сегодня существует, очень невыгоден олигархическим силам. И знаете, какую модель они хотят ввести? Полную мажоритарку. Уже тестируются кандидаты в отельных регионах, чтобы потом скупить все округа по Украине. Тогда будет очень легко играть в демократию. Моя позиция такова: выборы должны пройти по пропорциональной системе. Если бы после революции выборы прошли по пропорциональной системе, мы бы получили намного более качественный состав парламента. И тогда выбрали бы другое по качеству правительство.
Давайте все-таки вернемся к вопросу о сохранении коалиции. Народный фронт выйдет из нее, если Арсения Яценюка снимут, об этом заявлял премьер. То есть Кабмин уйдет в отставку — коалиция распадется. Если не уйдет — Самопомич, а за ней и Батькивщина выйдут из коалиции, и она все равно распадется.
— Я бы не хотел комментировать кулуарные разговоры, я бы хотел реалистично воспринимать ситуацию в Украине. У нас кризис, в том числе политический. Чтобы преодолеть политический кризис, надо садиться за круглый стол и пытаться найти взаимопонимание. Самопомич предложила переподписать коалиционное соглашение, учитывая более года опыта работы. Мы четко дали понять: у сегодняшнего правительства шансов нет. Мы отозвали нашего министра из правительства (Алексея Павленко, министра АПК. — Фокус). Если члены коалиции не согласятся переподписать коалиционное соглашение и сменить правительство, мы будет вынуждены выйти из коалиции. Но что будет дальше — сложно прогнозировать. Нас могут ждать новые парламентские выборы в этом году. Украина к ним готова?
"Если члены коалиции не согласятся переподписать коалиционное соглашение и сменить правительство, мы будем вынуждены выйти из коалиции. Но что будет дальше — сложно прогнозировать"
Блок Петра Порошенко уже готовится.
— БПП утром говорит, что готов к перевыборам, вечером — что не готов. Их вообще сложно понять.
Предлагала ли вам Юлия Тимошенко синхронно выйти из коалиции?
— Нет, таких разговоров с Тимошенко у меня не было. Мы с ней в последний раз общались перед парламентскими выборами, то есть полтора года назад.
Приходилось ли президенту убеждать Самопомич остаться в коалиции?
— Я ему не озвучивал тезис о выходе из коалиции. Мы с ним говорили на тему качественной работы самой коалиции. К сожалению, во время важных голосований мы видим совсем другую коалицию. Появляется коалиция с представителями Оппозиционного блока и другими бывшими членами Партии регионов.
Ваши однопартийцы, в частности Егор Соболев, говорят, что некоторое время президент звонил вам с требованием повлиять на фракцию Самопомочи. Каких именно вопросов касались эти звонки?
— Бывает, мне звонит президент проконсультироваться относительно нашей политики. Я много с ним общаюсь. Конечно, если у президента есть какие-то вопросы по поводу развития событий, он интересуется моим мнением. Я ему прямо в лицо говорю, что думаю по тому или иному вопросу. На меня очень сложно давить, еще сложнее через меня давить на фракцию. Хотя некоторые министры пытаются делать это. Если вы посмотрите на финансирование Львова из бюджета государства, то оно минимально по сравнению с другими городами. Некоторые министры думают, что они могут нажать на Садового и таким образом решить свои сложные отношения с фракцией Самопомочи. Но это никому не удастся. Львов — едва ли не единственный город, чьи долги по работам во время Евро-2012 правительство не покрыло до сих пор. Уже скоро будет 5 лет с тех пор, как государство не возвращает нам ориентировочно 150 млн грн.
За формирование бюджета отвечает Минфин. Вы имеете в виду Наталью Яресько, когда говорите о попытках давить на вас?
— Не хочу детализировать, думаю, что министры исправятся.
Что конкретно вы хотите изменить в коалиционном соглашении, которое, кстати, писалось при участии фракции Самопомочи?
— Мы были одними из инициаторов создания коалиционного соглашения в том формате, в котором оно писалось. От каждой политсилы было по три представителя, которые месяц готовили соглашение. Координатором этой группы работала Оксана Сыроид, которая больше года занимает должность замглавы Верховной Рады, а Гройсман до сих пор не распределил полномочия между своими заместителями. Думаю, подробнее об изменениях в коалиционное соглашение нужно говорить с моими коллегами, которые работают в Верховной Раде. Я не вникаю детально в работу коалиции, потому что не присутствую в парламенте.
Создается впечатление, что проблема не в самом соглашении, а в том, что оно просто не выполняется.
— Вы правы на сто процентов. Вообще жутко, когда по некоторым законопроектам две фракции — члены коалиции голосуют за, остальные против. К голосованию приглашают представителей других партий, которые не входят в коалицию, чтобы продавливать определенные законы. Две политические силы берут топор и рубят коалиционное дерево, это абсурд. Несмотря на это, сегодняшняя коалиция — фундамент парламента. Я верю в парламентскую Украину и в то, что парламентская форма правления наиболее выгодна для нашей страны. Но ее нужно создать. Сегодня ее реально нет. Зато есть ощущение, что мы живем в стране с президентско-парламентской формой правления, хотя на самом деле форма правления у нас парламентско-президентская.
Кабмин раздора
Поясните свое решение об отзыве министра АПК. С одной стороны, вы не предъявляете ему претензий относительно качества работы, с другой — требуете его отставки. Зачем?
— Мы отзываем министра, потому что не согласны с политикой правительства в целом. Можно показывать красивые графики, называть красивые цифры, но люди стали жить беднее. В этом трагедия. Если мы хотим победить в войне, наш уровень жизни должен быть в два раза выше, чем в России. Какова дальнейшая судьба Алексея Павленко — будем решать в том числе на партийном съезде.
Вы рассматривали Ивана Мирошниченко в качестве кандидата на должность нового главы МинАПК?
— Никаких решений относительно кандидатов в следующее правительство ни политсовет, ни фракция не принимали.
Но рассматривали?
— Мое мнение о Мирошниченко — профессиональный человек с пониманием аграрной сферы. Но никаких предложений от фракции или политсовета идти в правительство он не получал.
Есть ли у вас кандидаты на должность премьера?
— Есть две большие фракции, которые обязаны брать на себя ответственность и предлагать кандидатуры. Если они предложат кандидатов, которые нам не подойдут, мы будем озвучивать другие фамилии.
Можете подтвердить, что Самопомич выдвинет Михаила Саакашвили на пост премьера?
— Думаю, он был бы неплохим премьером.
Вы бы внесли его кандидатуру?
— Сегодня так вопрос не стоит. Не хочу говорить "если бы". Будет момент, будет наше решение, будет наше предложение.
"Если исполнительную власть возглавляет премьер, пусть он несет ответственность, если президент — пусть президент и отвечает. У нас выходит так, что с некоторыми министрами работают по два координатора — от премьера и от президента"
Какие у вас отношения с Саакашвили?
— Очень хорошие, мы часто общаемся. Мы знакомы с тех пор, когда он еще был президентом Грузии.
Саакашвили сейчас строит свою партию. Вы в ней видите конкуренцию для Самопомочи?
— Нет. Саакашвили — человек, который приехал развивать Украину и работает в команде президента. Если президент решит, что ему нужна еще одна партия, — тогда я понимаю… Думаю, что Саакашвили все-таки вдохновенно хочет дать импульс борьбе с коррупцией. Не думаю, что его цель — создание партии.
Как вы относитесь к возвращению фракции Радикальной партии в коалицию?
— Если есть подписанное коалиционное соглашение и та или иная политсила исповедует принципы, которые в нем закреплены, — пожалуйста. Не вижу никаких проблем.
В числе условий, которые Олег Ляшко выдвигает для возвращения в коалицию, — назначение своих людей на должности глав МинАПК и Минэкологии. Вы готовы принять эти условия?
— Я категорически против любого квотного распределения должностей. Так было на этапе формирования коалиции. Сегодня мы выступаем за то, чтобы брали лучших специалистов на министерские должности. Я также за то, чтобы эти люди имели политический опыт, потому что без такого опыта человек теряется в Кабмине и его разводят, как кроликов.
Как вы считаете, почему Кабмин, сформированный после революции и перевыборов, не оправдал ожиданий?
— Потому что есть несколько центров управления правительством. До 18:00 Кабмин управляется с ул. Грушевского (улица, где расположено здание правительcтва. — Фокус), а после 18:00 центр управления переносится на Банковую (улица, где расположено здание Администрации президента. — Фокус). Этот второй центр управления работает до 2–3 часов ночи. Хотя это неправильно. Если исполнительную власть возглавляет премьер, пусть он несет ответственность, если президент — пусть президент и отвечает. У нас выходит так, что с некоторыми министрами работают по два координатора — от премьера и от президента. Это не полезно для страны.
Криворожский майдан
Самопомич провела большую кампанию для того, чтобы добиться перевыборов в Кривом Роге. Вы действительно так уверены в победе своего кандидата? Вилкул ведь может мобилизовать протестный электорат, который недоволен действиями власти, частью которой является Самопомич.
— Вы, вероятно, забыли, с чего все началось. Во время подсчета голосов были многочисленные фальсификации. Мы поставили себе четкую задачу — добиться справедливости. Через решения избирательных комиссий это сделать не удалось, потому что партии, которые делегировали кандидатов в эти комиссии, отдали места по франшизе представителям Оппозиционного блока. Мы не смогли добиться справедливости через суды: судьи зачитывали решения с опущенными головами. Я понимаю, что на них оказывалось давление. Поэтому единственным оставшимся вариантом было принятие законопроекта о перевыборах — мы как партия этого добились. Жаль, что процесс подписания перешел в какой-то сюрреализм. Президент подписал этот законопроект, но с нарушением сроков. Теперь ЦИК может сказать: знаете, сроки нарушены, мы не сможем в соответствии с действующим законодательством провести выборы 27 марта. Гибридность присутствует во всем, и это пугает. Мы хотим, чтобы состоялись честные выборы. Кто победит? Тот, кого выберут жители Кривого Рога. Мы против того, чтобы крали голоса. Если мы будем закрывать на это глаза — будущего у нас нет. Вы же видели, как летом прошли выборы в Чернигове. Почему политикум не занял тогда адекватной позиции? Это трагедия! Если бы мы еще пропустили Кривой Рог, у нас вообще не было бы никакого будущего, потому что очень много желающих провести выборы по принципу Чернигова — банально скупить все округа, поставить запланированных наперед кандидатов и получить ручной парламент. Это то, чему аплодировали бы наши враги.
Источники в Самопомочи говорят, что на выборах мэра Кривого Рога вы не планируете выдвигать Милобога — кандидата, который якобы победил Вилкула. Почему?
— У нас большой выбор кандидатов. Мы будем выбирать того, у кого будут самые высокие шансы на победу. Юрий Милобог — один из таких кандидатов. Он провел сильную избирательную кампанию, и, если он захочет снова участвовать, съезд партии рассмотрит его предложение.
Рассматриваете ли вы одним из возможных кандидатов для участия в этих выборах мэра Кривого Рога Семена Семенченко?
— Он прямо не задекларировал свое желание участвовать в этих выборах.
Сколько всего потенциальных кандидатов?
— Три кандидата.
Один из них Семенченко?
— Я такого не говорил.
"Во время войны вообще нельзя вносить изменения в Конституцию. Это будет использовано врагом для нашего ослабления. Я вообще не считаю проблемой №1 изменения в Конституцию. Гораздо важнее качественная армия и подъем экономики"
Битва за статус
Самопомич наотрез отказывается голосовать за изменения в Конституцию, необходимые для выполнения минских соглашений. У вас есть какой-то другой план, как принести мир в Донбасс?
— Эти изменения в Конституцию писались не в Украине. Если мы хотим разрушить государство, то такие изменения в Конституцию могут нам помочь. Мы будем стоять до конца. Я полностью синхронизирую свои слова со словами Оксаны Сыроид, называющей предателями тех депутатов, которые проголосуют за эти изменения. Это предатели украинского народа. К тому же у нас под вывеской децентрализации осуществляют централизацию власти, и это тоже закреплено в изменениях в Конституцию. Есть Минск-1, Минск-2, а будет еще Минск-3-4-5. Пока за стол переговоров не сядут участники Будапештского меморандума, этот процесс не завершится. Имея второй в мире ядерный потенциал, мы от него отказались. Это нужно класть в основу переговоров. Нужно, чтобы в переговорах участвовали представители Америки, Англии, — тогда будет результат. Минский формат не может решить проблему оккупации украинской территории вооруженными силами соседнего государства. Мы до сих пор не объявили войну. Враг контролирует нашу территорию, а мы говорим: нет-нет-нет, это не так. Это просто они там гуляют. Они убивают людей, а мы говорим: нет-нет-нет, это так, случайность. Это не просто двойные стандарты. Это шизофрения. И пока мы не начнем себя лечить, мы не победим. На востоке убивают за украинский язык и символику, а мы говорим — это не война, это антитеррористическая операция. АТО длится час, день. Ни в одной стране мира я не видел АТО, которая длилась бы больше года.
С вашей точки зрения, минские соглашения нужно отложить и не выполнять?
— Я такого не говорил. Акцентирую внимание на том, что, если мы ставим цель решить эту большую проблему, нам нужен новый формат. Формат, который будет основываться на Будапештском меморандуме.
Украина уже взяла на себя определенные обязательства в рамках минских соглашений. Если мы их не выполним, какими будут последствия?
— Нужно быть последовательными и качественными переговорщиками. Переговоры — это когда стороны думают об интересах своей страны. А когда об этом не думают и на все соглашаются — это большая беда. Некоторые пункты минских соглашений не выгодны Украине, и я не понимаю, почему Украина поставила под ними свою подпись.
"Минский формат не может решить проблему оккупации украинской территории вооруженными силами соседнего государства. Мы до сих пор не объявили войну. Враг контролирует нашу территорию, а мы говорим: нет-нет-нет, это не так. Это просто они там гуляют"
Если бы удалось привлечь к переговорам США и Британию, выполнять минские соглашения в части изменений в Конституцию не нужно было бы?
— Во время войны вообще нельзя вносить изменения в Конституцию. Это запрещено действующей Конституцией. Это будет использовано врагом для нашего ослабления. Я вообще не считаю проблемой №1 изменения в Конституцию. Гораздо важнее качественная армия и подъем экономики. Мое глубокое убеждение в том, что мы сегодня, серьезно увеличив расходы на ВПК, должны работать на качественно новые показатели. Сколько самолетов Украина заказала на АНТК "Антонов"? Сколько подводных лодок, новых научных разработок мы сделали на эти деньги? В любой стране, которая оказалась в такой же беде, как и мы, создаются новые производства, появляются рабочие места. А у нас этого не происходит, к сожалению.
Город-сад
Была ли для вас принципиальной должность главы Ассоциации городов Украины, которая досталась Виталию Кличко?
— Никогда не была. Я всегда выступал за демократию и за право выбора. И я не подозревал, что в день голосования решат изменить устав. Как правило, президентом ассоциации избирали мэра, у которого большой опыт работы. Так было всегда. Для того чтобы избрать Виталия Кличко с опытом работы полтора года, изменили устав. Считаю, что это нечестно. Второй аспект — не было самих выборов. Я присутствовал в зале, и события там напоминали театр. Это неправильно. Я понимаю, что было давление со стороны Администрации президента — они хотят иметь подконтрольную ассоциацию. Но это ошибка, потому что сильная страна опирается на сильное местное самоуправление. А у нас слабые чиновники хотят иметь ручную ассоциацию, но им не удастся этого добиться. Они такими действиями только подрывают свой авторитет.
Зачем Администрации президента устанавливать контроль над этой ассоциацией?
— Местное самоуправление — это больше половины населения Украины, это населенные пункты, где продуцируется две трети ВВП. У каждого мэра есть большое влияние на политическую ситуацию в городе. В АП математически посчитали, что, взяв под контроль Ассоциацию городов, можно контролировать население этих городов. Абсурдная мысль, но они считают, что нужно контролировать все.
В прошлом году частично начался процесс децентрализации — часть налогов и обязательств передали на места. Каков результат?
"В АП решили, что, взяв под контроль Ассоциацию городов, можно контролировать население этих городов"
— Финансовая децентрализация дала свои безоговорочные плюсы. Позитивные моменты заключаются в том, что мы получили больше денег, как результат, больше сможем сделать. Считаю, что большинство налогов, которые генерируются на нашей территории, должны оставаться в городе. Остальное мы готовы отдавать на безопасность и оборону. Сейчас же я вижу другой процесс: чиновники начинают думать, как часть городских денег забрать. Пример —профтехобразование. Финансирование этого сегмента решили передать городам. Но принципов управления этой сферой нет. Представители власти забыли, что профтехобразование — это в том числе и среднее образование. А финансирование среднего образования — это согласно действующему законодательству исключительная прерогатива государства. Должна быть отдельная субвенция для этого направления. Я до конца не понимаю, что происходит в сфере общественной безопасности. Ликвидировали городскую милицию, ликвидировали городскую прокуратуру, нет городской налоговой. Следующий шаг — разве что ликвидировать горсоветы и организовывать непосредственное управление через районы. С городами на эту тему никто не советуется, решения принимаются кулуарно. Вы можете любую ОГА закрыть на пару месяцев — никто этого даже не заметит. Можете много министерств закрыть на пару месяцев — никто этого не ощутит. Если город полдня не поработает — будет беда, вы это прекрасно понимаете. К сожалению, будучи фундаментом страны, города не имеют поддержки. К ним относятся так, знаете, как будто что-то просто валяется.
У Западного региона сейчас неплохие возможности для привлечения инвестиций: близость к границе, дешевая нацвалюта, тысячи километров до зоны военных действий. Удается использовать этот потенциал?
— В прошлом году после Международного инвестиционного конкурса мы подписали договор о строительстве индустриального парка во Львове с голландской компанией CTP — это четвертая в Европе компания по объему промышленной недвижимости. Город подводит все коммуникации, компания налаживает производство. На первом этапе это 25 га территории, 30 новых производств. Общие инвестиции — 100 млн евро. Большое строительство начала Fujikura, японская компания, работающая уже 130 лет. Мы с ними пять лет вели переговоры и завершили их в прошлом году. Они запускают во Львове производство, к концу марта трудоустроят 800 человек, к концу следующего года должны выйти на показатель в 3 тыс. сотрудников. Я удовлетворен качеством производства трамваев, троллейбусов, автобусов и электробусов на нашем львовском заводе "Электрон". Мне приятно, что Киев заказал у нас 7 трамваев. Благодаря невысокой зарплате наша продукция не просто конкурентоспособна, а сверхконкурентоспособна — цена в два раза ниже, чем та, которую предлагает, например, компания Bombardier. Есть потенциал для экспорта такой продукции. Но все должны понимать, что инвестор, который идет во Львов, видит, что происходит в Украине. Все, что я перечислил, — исключительно заслуга местной власти, потому что мы с этими компаниями работаем очень давно. Мы с помощью личных контактов показали, что у нас безопасно, что можно приходить.
Вы уже третий раз стали мэром Львова. Теперь вашему электорату недостаточно просто хорошего градоначальника — все уже воспринимают это как должное. Какие три главные проблемы планируете решить во Львове в ближайшие пять лет?
— Нет таких городов, где решены все проблемы. Первая большая задача, которую я перед собой ставлю на эти пять лет, — полное обновление общественного транспорта Львова. Мы хотим перейти на максимально экологические виды транспорта, и я очень рад, что у нас здесь, на месте, есть необходимое производство — завод "Электрон", который может предложить самую адекватную цену. Мы собираемся купить порядка 500 единиц техники — троллейбусов, трамваев, автобусов, электробусов. Вторая — я хочу избавиться от неприятного запаха, который иногда возникает из-за устаревших систем канализации. Для этого мы уже подписали договор с ЕБРР и компанией НЕФКО. Общая стоимость проекта — 31,5 млн евро, из них 7,5 млн евро — грантовые деньги, которые мы получаем благодаря доверию к городу и к нам. Львов — самый большой партнер ЕБРР из всех городов нашей страны. И третья цель — рекультивация нашего полигона твердых отходов и строительство завода по переработке вторичных отходов. Помимо этого, мы увеличиваем финансирование спорта, культуры, образования. Хотим, чтобы люди развивались гармонично.
- Читайте также: Сергей Левочкин: Полномочия, которые хотят передать Донбассу, должны получить все регионы Украины
Как будете решать проблему с парковками во Львове?
— Планируем строительство двух больших парковок. Первой — под площадью перед Львовским национальным университетом им. И. Франко, там должна быть подземная парковка. Второй — за отелем "Жорж", это будет многоуровневая парковка.
Каким вы видите продолжение своей карьеры?
— У меня есть амбиция быть успешным там, где я сейчас нахожусь. Я родился во Львове, и для меня большая честь работать городским головой. Есть еще одна амбиция — построить мощную идеологическую партию в нашей стране. Это не просто важно, я хочу посвятить этому свое время и здоровье. Нет ни одной успешной страны в мире, где бы не было успешных партий. У нас сегодня есть одна партия — партия олигархии, где идеология — клептократия, 250 брендов, разные цвета и разные названия. Это надо изменить.
Фото: Роман Балук