Валентина Семенюк-Самсоненко. "Банкротство под госзаказ"
Экс-председатель Фонда государственного имущества Валентина Семенюк-Самсоненко рассказала Фокусу о том, ради чего сейчас проводится приватизация госсобственности и как будет распродан Крым
После решения суда, который признал ваше увольнение с должности главы ФГИ законным, планируете ли вы продолжать борьбу за кресло?
Мне не нужно это кресло, я сегодня могу найти тысячу работ. Но буду дальше подавать в суд, потому что Фонд госимущества – это не Кабмин, и глава ФГИ – не политическая должность. И я хочу знать, почему мне не выделили ни секунды в повестке дня, чтобы я могла выступить и представить свои отчеты. Даже когда людей ведут на расстрел, им дают последнее слово.
Президент позволил назначить и.о. председателя Фонда госимущества. Это означает, что он сдался в борьбе с премьером за ФГИ?
Я скажу лишь одно: в 2005 году меня уговаривали пойти на эту должность, и я, понимая, что она расстрельная, согласилась ее занять лишь по просьбе президента.
Сейчас Кабмин намерен продать "Укртелеком" и 5 облэнерго. Насколько это целесообразно в нынешних условиях?
Подобные действия правительства идут вразрез с указом президента №200, в котором говорится: перед тем, как начинать приватизацию объекта стратегического значения, нужно принять программу приватизации, изменения в законодательство, разработать для каждой отрасли свою программу, принять закон о праве золотой акции. Но ничего этого не сделано. То есть приватизация будет проведена по старым правилам, в которых условия прописаны как для киосков, а продавать будут по нормам и стандартам для объектов стратегического значения. Кроме того, на продажу выставляется 67% акций "Укртелекома", а 25% остается. Почему же не выставляют весь пакет? Потому что выполняется заказ на приватизацию данного объекта. И по "Укртелекому", и по энергетике – это заказ и расчет за предыдущие выборы.
"Сейчас объекты стратегического назначения Украины будут продавать, как киоски"
Что еще правительство намерено продать из госсобственности?
Одесский припортовый завод, "Турбоатом" и, конечно же, "Александрияуголь". Последний когда-то был холдингом, потом его разделили на 5 частей. Мне год выкручивали руки, чтобы продать его не целиком, а только те два предприятия, которые являются прибыльными. А три неприбыльных Константин Жеваго (народный депутат от БЮТ, совладелец Ferrexpo. – Фокус), взявший их в аренду и планировавший все купить, оставляет государству. Теперь я уверена: это будет очень быстро сделано.
Поможет ли приватизация Украине пополнить стабфонд?
Стране это точно не поможет, а вот премьеру она очень нужна, поскольку те, кто именно сейчас, когда цена идет на спад, хочет приватизировать эти объекты, завтра будут финансировать избирательную кампанию.
В России активно интересуются различными объектами в Крыму и якобы готовятся к их приватизации. Правда ли, что большая часть полуострова может быть раскуплена?
И очень быстро. Во-первых, имущество АРК не подотчетно Фонду госимущества – оно подотчетно Верховной Раде Крыма. И нужно учесть, что все крымские предприятия сейчас подводятся под фиктивное банкротство, поэтому приватизация не понадобится. Все провернут через банкротство и деньги себе заберут – это сегодня наилучший способ приватизации.
Юлия Тимошенко просит кредит, в частности и у России. Существует информация, что взамен Россия требует приватизации ряда ключевых объектов российскими бизнес-структурами. Такой вариант расплаты возможен?
Вполне. Особенно после истории с Одесским припортовым заводом. Да никакой приватизации может и не быть: банкротство – и отдадут просто тем, кто заказал. Главное, – иметь своего человека в Фонде госимущества, тогда все будет хорошо. Когда я пришла в ФГИ, то создала систему учета документов, сейчас эта система отключена. Раньше можно было видеть приказы на приватизацию, перечень, сейчас вы этого не найдете. Это называется "открытость работы".
По вашим словам, Тимошенко сейчас было бы очень выгодно уйти в отставку. Почему?
Ей выгодна вечная оппозиция. Потому что все, что она натворила, лучше на кого-нибудь свалить.
Вы действительно собираетесь баллотироваться на пост президента?
Да, безусловно.