Золото партий. Сколько официально зарабатывают и тратят украинские политпартии

Олег Ляшко* / Фото: Дмитрий Липавский
Олег Ляшко* / Фото: Дмитрий Липавский

Украинские партии начали публично раскрывать данные о своих финансовых потоках. Изучив их, Фокус пришел к выводу, что "амбарными книгами", по всей видимости, пользуются не только в Партии регионов

С начала года украинские партии начали жить "по-новому", регулярно подавая в недавно созданное Нацагентство по предотвращению коррупции (НАПК) отчеты о своем финансовом положении. Светить доходы и расходы их обязал новый Закон "О предотвращении и противодействии политической коррупции". А с 1 июля вступила в силу норма, предусматривающая государственное финансирование политических партий. Идея проста: уменьшить влияние олигархов на партии и дать шанс пробиться в высшую политическую лигу "независимым" политпроектам, которые теперь могут рассчитывать на солидное финансирование из бюджета, если на очередных выборах в парламент наберут не менее 2% голосов. По замыслу авторов нововведений, при таком подходе партии не будут обращаться за финансовой помощью к олигархам и, соответственно, не попадут в зависимость от них. Другая задача закона — сделать финансирование политических партий более прозрачным.

Обязательство подавать отчеты о финансовом положении у партий было и раньше, но публиковать эту информацию партия могла в любом СМИ на свое усмотрение и в свободной форме. В итоге данные о финансовых потоках партий зачастую появлялись в условном "вестнике кукурузника" тиражом 100 экземпляров, и ни о какой публичности де-факто говорить не приходилось. Сейчас же НАПК создало подробнейшую многостраничную форму отчета партий, за срыв сроков которого полагается штраф, а то и исправительные работы для ответственных партийцев на срок до двух лет. При этом информация, поданная в НАПК, будет проверяться экспертами.

Бедные родственники

С первым тестом на финансовую публичность справились далеко не все партии. Из трех с половиной сотен зарегистрированных политсил отчеты за два квартала этого года подали лишь 199, что, впрочем, и неудивительно, ведь множество украинских партий существуют лишь на бумаге. Но, если судить по поданным в НАПК финансовым отчетам, о своих кассах чего-то не договаривают даже представленные в Верховной Раде партии.


Нажмите для увеличения

Fullscreen
Нажмите для увеличения

К примеру, оказалось, что топовые политсилы почти не используют наемный труд. Исключение — Батькивщина, в которой официально трудятся 64 человека, хотя для полноценной работы партии, которая, по данным самой Батькивщины, насчитывает около 500 тыс. человек, и этого количества явно мало. В Блоке Петра Порошенко работают лишь три человека с довольно скромными по киевским меркам зарплатами — от 2 тыс. грн до 7 тыс. грн. Примечательно, что один из политтехнологов Администрации президента Олег Медведев зарабатывает во много раз больше — за полгода 2016-го его консультационные услуги обошлись БПП в 280 тыс. грн.

Впрочем, даже такие смешные суммы БПП впечатляют в сравнении с расходами их партнеров по коалиции из Народного фронта. В первом квартале НФ потратил лишь 11 тыс. грн, и то на программное обеспечение. Но во втором квартале расходы "фронтовиков" внезапно выросли — 1,2 млн грн ушло на аренду партийного офиса.

В официальной собственности партий корреспондент Фокуса не отыскал ни одного роскошного объекта недвижимости, автомобиля или другого транспорта. Все без исключения партии арендуют свои офисы. Иногда — у себя самих. Так, Радикальная партия Олега Ляшко расположилась в офисе, который принадлежит самому же Ляшко. Денег с партийцев тот, конечно, не берет — все оформлено как "спонсорский вклад". А вот самым большим автопарком может похвастаться Батькивщина — 26 автомобилей. Да только самые крутые среди них — две Toyota Land Cruiser 2005 года выпуска. В то же время радикалы взяли в аренду Cadillac Escalade за 6,5 тыс. грн в месяц. Цифра более чем странная, если учесть, что в Киеве среднерыночная аренда такого внедорожника обходится в 8–12 тыс. грн в cутки.

Народный фронт официально сейчас тратит мало, поэтому закономерно, что из всех политсил, представленных в парламенте, на его счетах накопилось больше всего денег — 4,1 млн грн. Для сравнения: у Самопомочи — лишь 20 тыс. грн. Держать свои счета партии предпочитают в "своих" банках. Например, деньги БПП находятся в Международном инвестиционном банке, принадлежащем президенту. Народный фронт выбрал Диамантбанк, подконтрольный Давиду Жвании (давний партнер Николая Мартыненко, одного из спонсоров НФ). Оппозиционный блок разместил счета в ПУМБе Рината Ахметова и Мисто банке Ивана Фурсина (соратник одного из лидеров Оппоблока Сергея Левочкина).

Подайте на партию

Для получения бюджетных денег есть обязательное условие — финансовые отчеты партий должны быть правдивыми, ведь на кону немалые суммы. Уже в этом году партии из гос­казны получат 391 млн грн, которые распределят в соответствии с количеством полученных на последних выборах голосов. Так, победитель выборов-2014 Народный фронт до конца года получит почти 100,5 млн грн, а занявшая последнее место Батькивщина — 25,7 млн грн. Первые транши должны пройти буквально на днях. Но Батькивщина и Оппозиционный блок пока не подали всех необходимых для получения бюджетных средств документов. Оппоблок, очевидно, и не будет — партия официально заявила об отказе от госфинансирования.

Зачастую настоящая партийная касса исчисляется миллионами долларов и скрыта от глаз не только обывателя, но и всевозможных контролирующих и фискальных органов

Но эти суммы намного больше доходов, которые обнародовали парламентские политсилы. К примеру, Батькивщина за полгода получила лишь 4,2 млн грн взносов. Причем львиная доля этой суммы — отчисления по 2000 грн, которые разные физлица, словно сговорившись, ежемесячно присылали в один и тот же день на партийный счет. Зато Оппозиционный блок, собравший за полгода 5,7 млн грн, всю сумму получил двумя траншами всего от двух частных фирм. Другие партии ВР накопили гораздо меньше: Самопомич — 678 тыс. грн, БПП — 520 тыс. грн, РПЛ — 45 тыс. грн, а Народный фронт за полгода вообще ни одной копейки.

Большинство политтехнологов, работающих с партиями, признают, что официальные доходы и расходы партий далеки от реальности. Зачастую настоящая партийная касса исчисляется миллионами долларов и скрыта от глаз не только обывателя, но и всевозможных контролирующих и фискальных органов. Лишь небольшая ее часть выходит из тени в период избирательных кампаний.

Показательны отчеты парламентских партий, поданные ими в Центральную избирательную комиссию. На последних парламентских выборах 2014 года партии-победители в общем потратили 507,4 млн грн. Самую низкую сумму расходов задекларировала Самопомич — 27,4 млн грн, самую высокую — Батькивщина — 109,5 млн грн.

По словам политтехнолога Алексея Голобуцкого, за плечами которого опыт не одной избирательной гонки, официальные партийные цифры расходов на избирательную кампанию слишком занижены. Однако назвать хоть сколько-нибудь конкретные суммы, в которые топ-партиям обошлись последние выборы, он не берется. "Все зависит от множества факторов. Одно дело, если у партии есть развитая региональная структура и она может опираться на идейных партийцев-волонтеров, другое — если созданному за пару месяцев до выборов проекту приходится массово нанимать людей. То же и с рекламой: кому-то приходится платить по рыночным ценам, кому-то со скидкой, а кто-то и вовсе размещает рекламу бесплатно, если собственник СМИ благоволит к определенной политсиле", — объясняет Голобуцкий.

По его словам, есть масса способов размещать рекламу в обход официальной бухгалтерии. Например, некий гражданин может скупить хоть тысячу билбордов, разместив на них агитацию партии, которой на совершенно добровольных и альтруистских началах выражает "идейную поддержку". Такие расходы в официальных документах партий нигде не числятся, хотя билборды и работают на избирательную кампанию конкретной политсилы.

В таких условиях одна из главных целей, которую ставили авторы идеи госфинансирования партий, призванной сделать их финансы максимально открытыми и снизить зависимость от олигархов-спонсоров, — пока недостижима. Бюджетные миллионы, по всей видимости, станут для партийцев всего лишь приятным весомым дополнением к традиционным "конвертам" и "чемоданам" спонсорских денег. Если, конечно, правоохранители, в том числе НАПК, всерьез не займутся анализом финансовой деятельности и отчетов партий.

*На фото: Лидер Радикальной партии Олег Ляшко передвигается на самом дорогом среди народных депутатов и членов Кабмина автомобиле — бронированном внедорожнике премиум-класса Cadillac Escalade. В Украине такое авто можно купить минимум за $350 тыс. Примечательно, что в финансовом отчете Радикальной партии также значится Cadillac Escalade, но при этом партийцы указали, что он взят в аренду за очень скромные 6,5 тыс. грн в месяц, тогда как в Киеве среднерыночная аренда такого внедорожника обходится в 8–12 тыс. грн в cутки.