Заветный паспорт. Почему сотни иностранцев, имеющих право стать украинцами, не могут добиться гражданства
За последние три года украинское гражданство получили тысячи человек со всего мира. Но сотни иностранцев, завоевавших на Майдане и в АТО право стать украинцами, до сих пор остаются не у дел. Добиться гражданства они не могут и живут под вечной угрозой депортации
Говоря о "новых украинцах", получивших гражданство после победы Революции достоинства, в первую очередь речь идет о многочисленных экспатах, приглашенных к нам во времена второго правительства Арсения Яценюка на высокие посты во власти. Украинский паспорт из рук Петра Порошенко они, как правило, получали за день-два до своего назначения. Сейчас мода на иностранцев во власти прошла, большинство "новых украинцев" исчезли из публичного пространства, и лишь некоторые, вроде лидера "грузинского десанта реформаторов" Михеила Саакашвили, продолжают активно участвовать в украинской политике.
В целом, по данным Государственной миграционной службы, только за 2016 год украинское гражданство получили 16 866 человек, из них 809 — согласно указам президента Украины. Именно благодаря указам главы государства получают гражданство те иностранцы, которых признают "имеющими особые заслуги перед Украиной", или те, кто "представляет государственный интерес для Украины". Но список оснований для получения гражданства этим не исчерпывается. Паспорт можно получить по праву рождения, в связи с установлением отцовства или опеки над гражданином Украины, по территориальному происхождению (если человек или его близкие родственники родились или долгое время жили на территории УССР) и т. д.
Между тем до сих пор в подвешенном состоянии остаются иностранцы, в основном с постсоветского пространства, которые приехали поддержать Евромайдан, а после добровольцами пошли воевать в зону АТО. Путь домой им заказан, на родине, в первую очередь в России и Беларуси, их ждут длительные тюремные сроки за "участие в экстремистской деятельности" и "наемничество".
16866 иностранцев в 2016 году получили украинское гражданство
Еще в декабре 2014 года предоставить гражданство бойцам АТО из других стран пообещал Петр Порошенко. "Я хочу передать приветствие боевым побратимам: ваше обращение к президенту Украины по поводу предоставления украинского гражданства белорусам, россиянам, которые с оружием в руках вместе с вами защищали честь и независимость государства, было услышано", — заявил президент с трибуны Верховной Рады. Но закон, упрощающий иностранцам-АТОшникам процедуру получения гражданства, и президентский указ о его исполнении появились лишь в начале 2016 года. Впрочем, процедуру получения гражданства упростили не особо. Необходимый срок пребывания в Украине на законных основаниях для иностранцев-контрактников сократили с пяти до трех лет, им также не нужно получать отдельное разрешение на иммиграцию. Те, кто имеет особые заслуги перед Украиной или награжден государственными наградами, не должны доказывать, что владеют украинским языком и имеют легальные источники доходов.
В то же время среди обязательных документов для получения гражданства осталась справка о том, что иностранец не осуществлял геноцид, не совершал преступлений против человечества и других тяжелых преступлений. Но предоставить такую справку может лишь соответствующий орган другой страны — той самой, в которой участнику АТО грозит длительный тюремный срок. Законопроект, отменяющий это требование, почти полтора года лежит в парламенте. По оценкам одного из его соавторов, народного депутата Олега Петренко, общее число иностранцев, воевавших и воюющих за Украину, не превышает 400 человек.
Попавшие в такую ситуацию люди активно пытаются привлечь внимание к своей проблеме. В 2015 году их петиция к президенту набрала необходимые для рассмотрения 25 тыс. подписей. Но в ответ Администрация президента предоставила лишь разъяснения о процедуре получения украинского гражданства. При этом, как показывает практика, решить проблему может медийная огласка. Яркий пример — бывший сотрудник ФСБ Илья Богданов, перешедший на сторону Украины и воевавший в зоне АТО. По его словам, именно активность в соцсетях и СМИ помогла ему получить украинское гражданство, а справку о несовершении им преступлений сделала сама Миграционная служба Украины.
Остальные добровольцы из РФ, Беларуси и прочих стран продолжают жить в полулегальном статусе. Одни и дальше добиваются гражданства Украины, другие смирились и уехали за рубеж.
Им здесь не рады
Фокус расспросил нескольких иностранцев — участников Евромайдана и АТО, почему они приехали в Украину и как боролись и борются за получение украинского гражданства
Рустам (Док)
бывший боец батальона "Донбасс" и Добровольческого украинского корпуса "Правого сектора", гражданин Республики Беларусь
— В Беларуси я был студентом, изучал программирование. Приехал в Украину в мае 2014 года после приглашения Семена Семенченко присоединиться к его батальону "Донбасс", чтобы сражаться с общим врагом — российским агрессором.
Не мог и не могу вернуться на родину в связи с тем, что мои личные данные, которые я дал Нацгвардии и батальону, оказались в руках сепаратистов и КГБ Беларуси. Как именно документы попали к сепаратистам — большая загадка, однако никаких расследований, по-видимому, до сих пор не было.
Но факт налицо: в мае 2014-го мы все дали свои данные командованию батальона и НГУ для записи в подразделение и на предоставление гражданства, а уже в сентябре того же года эта информация стала доступна в интернете по запросу "список батальона "Донбасс", ее можно скачать на сайтах вроде "Русской весны".
В Беларуси на всех АТОшников — граждан республики заведены уголовные дела, у многих людей проводили или пытались провести обыски, наших родных и близких периодически допрашивают — официально и неофициально. Трех человек (одному удалось сбежать и вернуться в Украину), рискнувших возвратиться в Беларусь, сейчас судят по надуманным статьям и делам.
Когда я только записался в батальон в мае 2014 года, нас построили перед Антоном Геращенко, который в то время был советником Авакова. Он заявил, что нам всем в ускоренном режиме предоставят гражданство, поскольку без этого невозможно официально записаться в НГУ. Именно в этот момент я и подал первый раз документы командованию на получение гражданства указом президента. Пытался подавать документы в Госмиграционную службу, но их отказывались принимать в связи с отсутствием справки о несудимости и ходатайства от МВД. В 2015 году снова подавали документы от батальона в ГМС, которая их приняла и отправила в АП. На этом все и закончилось. Ответа я до сих пор не получил, но неофициально самые разные источники говорили, что решение президента — никому ничего не давать.
Сейчас от получения гражданства Украины я фактически отказался — в августе 2016-го мне пришлось нелегально перейти границу и попросить убежища в Польше, которая в отличие от Украины оперативно предоставила мне статус беженца, — процедура заняла полгода. Сделал я это потому, что ГМС угрожала меня депортировать в связи с отсутствием легальных документов для нахождения в Украине. На данный момент пытаюсь построить свою жизнь с нуля: ищу работу и интегрируюсь в польское общество.
Артем Скоропадский
пресс-секретарь "Правого сектора", гражданин Российской Федерации
— Решение получить украинское гражданство принял еще во времена Януковича, но мне его не дали. В тот момент я прожил необходимые пять лет, не привлекался к ответственности и т. д., то есть соответствовал всем формальным критериям. Но мне уже угрожали депортацией в РФ за сотрудничество с тогдашней оппозицией.
В Россию возвращаться не хочу и не могу — Следственный комитет возбудил против меня уголовное дело, и мне грозит до 10 лет лишения свободы "за участие в экстремистской террористической организации", коей в России признан ПС.
В Украине нахожусь на нелегальных основаниях, так как у меня нет ни регистрации, ни вида на жительство, ни гражданства.
После начала войны сделал две попытки получить гражданство Украины. Первая — еще когда и. о. президента был Турчинов. Я связался с его помощницей, которую давно знал, она заверила, что будет готовиться пакет документов на гражданство в связи с особыми заслугами перед Украиной. На том все и закончилось.
После того как в конце 2014-го президент Порошенко пообещал предоставить гражданство тем, кто защищал Украину, иностранцы из ПС подготовили коллективное обращение на получение гражданства. Лично я не воевал с оружием в руках, но был волонтером в ДУК ПС, помогал медицинской службе. В списке было, по-моему, 62 человека. Но из АП нам этот список вернули, сославшись на то, что он неправильно оформлен.
Из-за того, что 99% иностранцев не прожили в Украине необходимый срок, стать гражданами этой страны мы можем лишь по особой процедуре. Почти все мы находимся здесь нелегально, у нас нет справки о том, что мы не совершали тяжких преступлений, и мы ее, очевидно, не можем получить. Наша судьба в руках одного человека — президента.
Артем Широбоков
позывной Есенин, бывший боец батальона "Азов", гражданин Российской Федерации
— Я был обычным студентом, приехал в Украину в феврале 2014-го помочь украинским националистам в свержении преступной нелегитимной власти Януковича, который являлся протеже Путина. Я — противник российской власти и отправился в Украину выразить свою точку зрения, потому что в РФ такой возможности не было. На Майдане присоединился к организации "Патриот Украины", которая впоследствии стала "черными человечками", которые ездили бороться с пророссийскими акциями в Харькове. Потом из них сформировался батальон "Азов", бойцом которого я и стал. Примерно полтора года назад я ушел из "Азова", потому что его вывели с первой линии фронта. До того был в Мариуполе, Марьинке, Широкино и т. д.
Я ни разу не пожалел, что сюда приехал. Вернуться не могу — в России меня обвиняют в наемничестве, даже объявили в розыск по линии Интерпола, и на сайте этого ведомства висела моя анкета. Но недавно украинская прокуратура предоставила мне документ о том, что в моей выдаче России отказано.
Вопросом моего гражданства занималась юридическая служба "Азова", документы всех желающих собрали в одну папку, прилагалась справка от Авакова о том, что мы имеем особые заслуги перед Украиной и он рекомендует нас к получению гражданства. Первый раз документы где-то потерялись, их подали повторно, но получили отказ из-за отсутствия справки о несовершении тяжких преступлений. А получить ее я не могу, так как если пойду в российское посольство, меня там могут задержать. В Украине нахожусь легально, народный депутат Андрей Белецкий поспособствовал — я получил временный вид на жительство, собираюсь получить постоянный, а потом и гражданство, по обычной процедуре. Сейчас работаю в Гражданском корпусе "Азова".