Комитет кворумом не вышел. Почему подвис президентский законопроект о нацбезопасности
Профильный парламентский комитет не может собрать кворум, чтобы вынести на голосование Верховной Рады законопроект президента Украины Петра Порошенко о национальной безопасности. Причиной, по которой депутаты уклоняются от заседаний, называют поправки к тексту документа.
В среду, 21 марта, парламентский Комитет по вопросам национальной безопасности и обороны в очередной раз не смог провести заседание по причине отсутствия кворума. В повестке дня значится единственный вопрос: рассмотрение президентского законопроекта о национальной безопасности. 19 марта комитет пытался собраться на внеочередное заседание, но с тем же успехом — кворум собрать не удалось. Собственно документ был направлен в Верховную Раду 28 февраля, а решение внести его на голосование принял Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) 17 января. Пресс-служба президента Украины распространила по такому случаю заявление о том, что законопроект был разработан при содействии экспертов из США, Европейского союза, НАТО. Его цель — приведение законодательной базы Украины в соответствие со стандартами стран — членов НАТО.
"Я не знаю, почему так получилось, что члены комитета отказываются приходить на заседание. Насколько мне известно, поправки, наработанные рабочей группой, были согласованы с Администрацией президента. Были вопросы по расширению гражданского контроля, системе управления и определению факторов угроз. Думаю, через неделю удастся собрать кворум", — рассказывает Фокусу народный депутат Дмитрий Тымчук ("Народный фронт").
Закону гласит, что для принятия решений парламентским комитетом требуется кворум числом более половины депутатов, которые входят в его состав. В Комитете по вопросам национальной безопасности и обороны 18 человек. Часть из них редко посещают заседания Верховной Рады, не говоря уже о комитете. Это Вячеслав Константиновский, Дмитрий Ярош, Андрей Билецкий (все трое внефракционные), Семен Семенченко ("Самопомич"), Вячеслав Богуслаев ("Воля народа"), Сергей Левочкин ("Оппозиционный блок").
Напомним, что законопроект о реинтеграции Донбасса проходил через комитет с большим трудом. 5 октября 2017 года заседание не состоялось из-за невозможности собрать кворум, ситуация повторилась 6 ноября. 8 ноября депутаты решили начинать без кворума, вдруг кто-то из коллег присоединится в ходе заседания, но надежды были напрасны. В итоге кворум собрался только 17 ноября.
Что нового
Проект закона о национальной безопасности за подписью Петра Порошенко предлагает считать Главнокомандующего вооруженными силами Украины (ВСУ) самой высокой воинской должностью. Им является глава государства. Главнокомандующему будут подчиняться командующие видов, а также отдельных родов (сил) войск ВСУ. Он же будет руководить территориальной обороной государства вместо начальника Генерального штаба, как это определяет действующее законодательство.
Должность министра обороны становится гражданской и напрямую подчиняется президенту
В случае введения военного положения Национальная гвардия приводится в готовность к выполнению задач по назначению в условиях действия правового режима военного положения, входит в состав сил обороны и подчиняется Главнокомандующему ВСУ. По нынешнему законодательству в случае введения военного положения она переходит в подчинение Министерства обороны.
Должность министра обороны становится гражданской и напрямую подчиняется президенту. Служба безопасности Украины, согласно проекту закона, определяется как государственный орган специального назначения с правоохранительными функциями. Кроме этого, законопроект закрепляет принципы государственной политики в вопросах безопасности и обороны, определяет механизмы гражданского контроля, состав сектора национальной безопасности, ее регулирование и планирование.
Спорные поправки
Секретарь комитета Иван Винник ("Блок Петра Порошенко") в разговоре с Фокусом отметил, что секретариат получил задание предупредить всех членов о заседании и напомнить о необходимости кворума. В свою очередь член комитета Александр Брыгинец (БПП) заявил, что уточнял в секретариате, собрался ли кворум, после чего принял решение не идти на заседание.
"Я перезвонил в секретариат, услышал, что кворум есть. Поэтому решил не ехать — были другие важные депутатские обязанности. Более того, я знал, что рабочая группа не подготовила согласованные поправки, документ был не готов", — рассказывает Брыгинец.
Кроме него 21 марта заседание комитета проигнорировали еще три депутата из фракции БПП: Артур Герасимов (председатель фракции), Ирина Фриз и Юлий Мамчур.
Один из собеседников Фокуса, близкий к руководству фракции БПП, утверждает, что возник спор вокруг поправок, предлагаемых профильным комитетом. Поскольку в комитете нет возможности собрать голоса, чтобы их отклонить, депутаты решили не посещать заседания.
"В Конституции определено, что президент ответственный за безопасность государства, зачем объединять все в одном законе? Ведь есть угроза полной узурпации власти"
"На Банковой хотят, чтобы в первом чтении законопроект был принят в таком виде, в котором его передали. Была долгая и сложная работа с его подготовкой с привлечением наших зарубежных партнеров из ЕС и США. Но представители "Народного фронта" и "Самопомочи" хотят существенно его расширить, плюс не согласны с повышением функций СНБО", — делится подробностями собеседник Фокуса.
"В предлагаемых поправках законопроект расширяется до немыслимых объемов. Например, описываются все возможные виды безопасности: информационная, экологическая, экономическая, финансовая и прочие. И так понятно, что в Конституции определено, что президент ответственный за безопасность государства, зачем объединять все в одном законе? Ведь есть угроза полной узурпации власти. Рабочая группа в комитете не дает готового документа", — подтверждает слова источника Фокуса депутат Брыгинец.
Секретарь комитета Иван Винник уточнил, что рабочая группа по подготовке изменений провела пять заседаний с представителями Европейской консультационной миссии, НАТО и экспертами из США. Были предложены изменения в вопросах порядка назначения высших командных должностей, задач СБУ, определены все виды безопасности государства.
"Можно обосновать все виды государственной безопасности. Например, провалы в гуманитарной безопасности ведут к проявлениям нынешней гибридной войны. Так же и с информационной, экономической и другими. Комитет хочет внести документ с этими поправками в сессионный зал, а ко второму чтению уже привлекать остальных депутатов. Кроме того, если законопроект принимать в таком виде, то он отменяет действие трех законов: об основах национальной безопасности, оборонном планировании и гражданско-демократическом контроле над военной организацией и правоохранительными органами", — предупреждает Винник.
Винник отказывается комментировать слова Брыгинца о наличии кворума 21 марта и регулярность участия в работе комитета коллег по фракции: "Наверное, у них были на то весомые причины. Комментировать Брыгинца я не буду, извините".
Тем не менее все опрошенные Фокусом члены комитета национальной безопасности и обороны прогнозируют, что законопроект будет внесен на рассмотрение Верховной Рады на следующей пленарной неделе, которая начинается 2 апреля.