Спецслужбы берут под купол. В Верховной Раде вырастет количество парламентских комитетов

Фото: Владислав Мусиенко / УНИАН
Фото: Владислав Мусиенко / УНИАН

Нардепы хотят контролировать деятельность спецслужб и правоохранительных органов. Соответствующий законопроект, разработанный по британскому образцу, зарегистрирован в Верховной Раде. Фокус разбирался, какие новые полномочия обретут депутаты

Related video

Секретариат Верховной Рады зарегистрировал законопроект о парламентском контроле над деятельностью спецслужб и правоохранительных органов. Его соавторы: Андрей Левус, Сергей Высоцкий (оба из "Народного фронта") и Анна Гопко (внефракционный депутат). 16 января комитет по вопросам национальной обороны и безопасности включил его в план рассмотрения на будущей сессии. Отмечается, что документ разработан во исполнение положений Закона "О национальной безопасности Украины".

Всех под контроль

Согласно тексту законопроекта, предлагается создать отдельный комитет Верховной Рады, который будет обеспечивать контроль над деятельностью специальных служб и правоохранительных органов. Все члены комитета, работники секретариата, а также внештатные консультанты должны иметь допуск к государственной тайне высшей степени секретности. С этой целью комитет подает спецслужбам материалы для прохождения проверки своих сотрудников в связи с допуском их к государственной тайне. Законопроект определяет, что спецслужбами государства являются Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки, Главное управление разведки Министерства обороны, разведывательный орган Государственной пограничной службы и Управление государственной охраны. В свою очередь, к правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, Национальная полиция, Национальная гвардия, Госпогранслужба, военная служба правопорядка, Государственное бюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро, Государственная уголовно-исполнительная служба и подразделения по борьбе с контрабандой Государственной фискальной службы.

Все члены комитета, работники секретариата, а также внештатные консультанты должны иметь допуск к государственной тайне высшей степени секретности

Основной задачей комитета называется контроль за соблюдением законов в процессе обеспечения национальной безопасности и правоохранительных функций. А также соблюдение конституционных прав, свобод и интересов граждан субъектами сектора безопасности и обороны или при осуществлении производства уголовных дел. Подпадает под парламентский контроль и проверка расходов бюджетных средств вышеуказанными структурами.

В целях осуществления возложенного контроля комитет имеет право вызывать и опрашивать лиц, имеющих отношение к полученным фактам жалоб о правонарушениях; право обращаться к процессуальному руководителю досудебного расследования по уголовным делам. Членам комитета, в том числе работникам секретариата, предлагается предоставить доступ к помещениям и техническим средствам контролируемых органов без предварительного уведомления их руководства. Также предоставляется право отбирать информацию, необходимую для рассмотрения дела, или опрашивать сотрудников. Окажутся под контролем кадровые изменения в спецслужбах и правоохранительных органах. Их руководители будут подавать в комитет информацию о назначении или увольнении своих заместителей, руководителей самостоятельных структурных подразделений. Комитет получит возможность выносить резолюцию по этим кандидатурам.

Дважды в год, до 1 февраля и 1 июля, контролируемые органы должны предоставлять информацию о состоянии выполнения ими своих полномочий. На основе этой информации комитет будет готовить полный отчет с ограниченным доступом для председателя Верховной Рады, президента и премьер-министра. Согласно законопроекту, комитет будет представлять Генеральной прокуратуре свои выводы для реагирования относительно допущенных правонарушений со стороны спецслужб и субъектов осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Парламентский комитет дважды в год на закрытых заседаниях будет рассматривать отчеты по вопросам соблюдения прав и свобод, количество жалоб юридических и физических лиц на неправомерность действий со стороны контролируемых структур. Будут подвергаться анализу меры, принятые руководством спецслужб и правоохранительных органов с целью минимизации правонарушений, допущенных их сотрудниками. Рассмотрению также подлежат результаты деятельности службы внутренней безопасности со сведениями о проведенных проверках на добропорядочность сотрудников, обсуждение договоров о сотрудничестве с компетентными органами иностранных государств и заключенных с ними соглашениях о сотрудничестве.

Не реже двух раз в год на официальном сайте комитета должна публиковаться информация для общественности о результатах рассмотрения отчетов спецслужб и силовых структур.

Передовой опыт

Гражданский контроль над военной организацией и правоохранительными органами государства регламентировался в Украине соответствующим законом, но после принятия в июне 2018 года закона о национальной безопасности он утратил силу.

"Наш законопроект написан во исполнение нового закона о нацбезопасности. Напомню, там в переходных положениях говорится, что в течение полугода после его вступления в силу должны быть разработаны проекты законов о парламентском контроле над структурами специального назначения и правоохранительными органами. Также должен быть документ о реформе СБУ, который должен подать президент. Мы надеемся, что наша инициатива подтолкнет его к решительным действиям", – делится с Фокусом подробностями народный депутат Анна Гопко.

В октябре 2018 года заместитель главы Представительства НАТО в Украине Шэрон Ирвин напоминала, что откладывание реформы может подорвать доверие союзников

Она отмечает, что документ был подготовлен в тесном сотрудничестве с международной экспертной группой, в которую входили представители НАТО, Европейского союза, посольств "Большой семерки", стран Балтии.

"Мы изучали международный опыт, но для нашего законопроекта взяли за основу британскую практику парламентского контроля над спецслужбами. Подчеркну, что в законопроекте учтено более 90% рекомендаций наших международных партнеров. Профильный комитет Рады 16 января предварительно изучил документ и поставил его в планы на будущую сессию", – рассказывает Фокусу народный депутат Андрей Левус.

Бывший начальник главного управления военной разведки Министерства обороны, бывший заместитель председателя СБУ генерал-лейтенант Александр Скипальский утверждает, что утративший силу закон о гражданском контроле фактически не работал, а его нормы были написаны расплывчато. Он считает, что парламентский контроль над спецслужбами необходим, поскольку закрытость структуры всегда приводит к злоупотреблениям.

"Я не скрываю, что учился в системе КГБ. Тот комитет боялся больше всего контроля административного отдела ЦК партии, там действительно был контроль. Наши спецслужбы, по сути, бесконтрольны, поэтому важен демократический контроль над их деятельностью. Главное – правильно подойти к кадровому вопросу будущих парламентских контролеров, чтобы не вышло, что люди с темным прошлым прошли в Раду, а потом получили возможность надзора за спецслужбами и правоохранителями", – говорит Фокусу Скипальский.

Отметим, что согласно закону о национальной безопасности через полгода после его вступления в силу Кабинет министров должен разработать законопроект о парламентском контроле над деятельностью спецслужб. В тот же период свой проект закона необходимо разработать СБУ для дальнейшего внесения в парламент по инициативе президента. На сегодня законопроекты не зарегистрированы.

Спецслужбы на выбор

Парламентско-демократический контроль над деятельностью спецслужб и СБУ в частности являются частью взятых Украиной обязательств для вступления в НАТО. Это зафиксировано в ряде принятых законов и Годовой национальной программе под эгидой комиссии Украина — НАТО на 2018 год. Новый закон о нацбезопасности частично ограничивает полномочия СБУ, в частности, в сфере борьбы с коррупцией. В настоящее время функции ведомства включают противодействие разведывательно-подрывной деятельности, борьбу с терроризмом, контрразведывательную защиту государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасность, экономическую и информационную безопасность государства, безопасность объектов критической инфраструктуры, охрану государственной тайны. В октябре 2018 года заместитель главы Представительства НАТО в Украине Шэрон Ирвин напоминала, что откладывание реформы может подорвать доверие союзников.

"СБУ всегда была подконтрольна главе государства, работала так, как он хотел. Можно прогнозировать вялотекущие инициативы, чтобы показать нашим западным партнерам деятельность"

Хотя президент Петр Порошенко инициировал закрепление курса на интеграцию в НАТО на уровне Конституции Украины, но с реформой СБУ он не торопится.

"Не стоит ожидать каких-либо подвижек в вопросе СБУ до президентских выборов. Структура всегда была подконтрольна главе государства, работала так, как он хотел. Можно прогнозировать вялотекущие инициативы, чтобы показать нашим западным партнерам деятельность, поскольку нам прямо говорят, что отсутствие изменений в деятельности спецслужбы, мягко говоря, непонятно", – рассказывает Фокусу один из народных депутатов, близких к руководству фракции БПП.

По словам Гопко, в парламенте существует сильное лобби спецслужб, которое противится любым законодательным изменениям, призванным сделать их открытыми.

В октябре 2018 года секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник (БПП) рассказывал Фокусу о создании депутатской рабочей группы, которая занимается наработками необходимых изменений в деятельности СБУ. Он прогнозировал, что законопроект может быть подготовлен до февраля 2019 года. Левус подтверждает, что работа над документом идет.

"По моей информации, 12 декабря 2018 года СБУ передало в администрацию президента свой законопроект для дальнейшего внесения в Раду. Насколько мне известно, в нем есть ряд новшеств. Думаю, в ближайшие недели он будет внесен в секретариат парламента. Не хотелось бы рассказывать о наших наработках до того как увидим проект главы государства. Но могу точно сказать, что если этого не произойдет, мы зарегистрируем свой законопроект до начала первого тура президентских выборов", – говорит Левус Фокусу.

Депутат напоминает, что о необходимости парламентского контроля над спецслужбами и реформе СБУ в очередной раз говорилось на заседании Межпарламентского совета Украина-НАТО. Мероприятие проходило в начале января в Брюсселе.