Три кита. Что предлагают изменить кандидаты в президенты в сфере обороны, судебной системе и избирательном законодательстве

Иллюстрация: 112.ua
Иллюстрация: 112.ua

Представители гражданского общества инициировали публичную дискуссию о ключевых реформах в стране. В частности, в сферах национальной безопасности, верховенства права и избирательного законодательства

"С кандидатами в президенты надо активно работать, потому что иногда они не осознают, что обещают", — говорит президент общественной организации "Институт развития территорий" Юрий Ганущак.

К дискуссии приглашены основные претенденты на пост президента Украины. Правда, в плотном графике Петра Порошенко, Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко, Олега Ляшко и Владимира Зеленского не нашлось нескольких часов для встречи с общественниками. Их места заняли уполномоченные представители. И только последний из списка не смог найти в своей команде человека, способного поддержать разговор о реформах.

Эксперты "Реанимационного пакета реформ" проанализировали программы кандидатов в президенты. "И во всех мы нашли обещания, которые невозможно выполнить в границах конституционных полномочий президента, – говорит член правления Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко. — То есть кандидаты обещают то, что избиратели хотят от них услышать, а потом не выполняют. Тогда это популизм. Или же намекают, что будут идти на превышение полномочий и реализовывать обещания. Что тоже возможно, ведь все президенты Украины тяготели к превышению полномочий". Поэтому уже сегодня так важно понимать, какие планы в случае победы каждый из политиков будет воплощать в жизнь.

Оборонный вектор

У исполнительного директора фонда "Свободная Украина" Виктора Плахуты к каждому кандидату четыре блока вопросов о реформах в оборонной сфере.

Первый — реформа Службы безопасности Украины. СБУ, по мнению группы экспертов, которых он представляет, необходимо деполитизировать и лишить несвойственных функций досудебного расследования и работы в сфере противодействия коррупции. Оставить самые важные: контрразведку, защиту гостайны, борьбу с терроризмом и кибербезопасность. К сожалению, ныне не существует открытого проекта реформирования службы.

Второй блок вопросов связан с системой государственного оборонного заказа. Он на 90–95% закрыт гостайной. В результате происходят неконкурентные, непрозрачные процедуры закупок, а все желающие национальные производители не могут получить равный доступ к рынку. Как следствие — создание монополий. Дабы изменить ситуацию, независимые эксперты уже разработали проект закона о госзаказе на оборонку, и им важно понимать, получат ли они в будущем поддержку президента.

Третий — реформа оборонно-промышленного комплекса. В частности, речь идет об изменениях в "Укроборонпроме". "Ныне ситуация в государственном концерне такая же, как при его создании во времена президента Виктора Януковича", — отмечает Плахута.

Четвертый блок — социальное обеспечение военнослужащих. "Сегодня существует советская система предоставления жилья военным. 41 тысяча стоит в очень медленно продвигающейся очереди. У нас также есть закон, предусматривающий монетизацию", — говорит эксперт.

"Стратегическая цель — вступление Украины в НАТО. Нам надо себе обеспечить безопасность, а для этого подписать прямое оборонное соглашение с США. Стратегический приоритет — достичь выполнения Будапештского меморандума и перейти от "нормандского формата" переговоров к Женевскому при участии ЕС", – реагирует общими фразами на конкретные вопросы представитель кандидата Олега Ляшко, нардеп Виктор Галасюк. После заявляет о поддержке национальных производителей в оборонной сфере. "Что же касается несвойственных функций СБУ, то их надо анализировать, — отвечает он. — Мы против ослабления службы в сфере защиты национальных интересов".

А вот в штабе кандидата Анатолия Гриценко сегодня поддерживают как реформу СБУ, так и открытие тайны оборонных заказов. "В мире 5–6% закрыты гостайной, а в Украине — все наоборот. Мы считаем, что оборонный бюджет в парламент должен подаваться на 300–400 страницах, а не проходить семью строчками", — отмечает народный депутат Виктор Чумак.

От представителя Петра Порошенко, нардепа Марии Ионовой, ответов на конкретные вопросы общественности об оборонной сфере добиться трудно. Она говорит общими фразами о стратегическом курсе в НАТО, возрождении армии и оснащении ее новейшими образцами оружия и избегает темы "Укроборонпрома" и реформы СБУ. Из четырех вопросов экспертов отвечает лишь на один — об обеспечении семей военнослужащих жильем. "Общежития и пункты постоянной дислокации строятся", — утверждает она.

Юлия Тимошенко хочет перезапустить процесс создания профессиональной армии и перезаключить контракты с военнослужащими. Что же касается других реформ в сфере обороны, то, по словам депутата Алены Шкрум, которая публично представляла кандидата, они невозможны без комплексных реформ в системе госуправления.

Перезагрузка судов

"В сфере верховенства права у нас много вопросов как к нынешней власти, так и к будущей", — говорит эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк. Но эксперт решает озвучить лишь те, по которым общественность может судить, готовы ли кандидаты к основательной и решительной реформе, существует ли вообще политическая воля.

В числе тем для дискуссий — необходимость изменения алгоритма формирования органов судейской системы: Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) и Высшего совета правосудия (ВСП). По мнению общественности, эти органы не справились с заданием сформировать независимый Верховный Суд, пропустив в него десятки недобропорядочных кандидатов. В результате возникли риски, что новая структура может оказаться лояльной к любой действующей власти. "Жизнь продемонстрировала: изменения только персоналий не помогают, нам надо менять механизмы формирования этих органов. Важно увидеть в этих структурах абсолютно незаангажированных людей. Для этого, возможно, придется ориентироваться на процесс отбора судей антикоррупционного суда, когда привлекались международные эксперты. После этого надо будет проводить повторное квалификационное оценивание судей, получивших негативный вывод во время проверки на добропорядочность, внедрять подобное оценивание для всех кандидатов на судейские должности", — предлагает Хавронюк.

Второе замечание эксперта — необходимость провести новые конкурсы для формирования антикоррупционной инфраструктуры. В первую очередь речь идет о перезагрузке Национального агентства Украины по вопросам предотвращения коррупции. Третье замечание — важность ратификации Римского статута. Он позволит Украине сотрудничать с Международным криминальным судом в Гааге.

"Как юрист по образованию я не хочу каждый раз приглашать международных экспертов или общественность и давать им право вето. Для этого надо обеспечить эффективные контролирующие органы для судебной системы. Там точно не должно быть людей, которые сами не прошли проверку на добропорядочность", — уверена Шкрум. Представитель Тимошенко настаивает, что реформировать надо всю судебную систему. Как именно — ответа пока нет.

В команде Гриценко судебная реформа — одна из главных, говорит Чумак. Хотя на самом деле в программе этого кандидата о реформах нет ни слова, а лишь о наказании судей-взяточников. Впрочем, о ней нет ни слова и в предвыборной программе кандидата Петра Порошенко — тот упоминает лишь о создании антикоррупционного суда. Не упоминается о судебной реформе и в заявлении Андрея Садового. Последний лишь обещает привлечь к ответственности коррумпированных судей с помощью антикоррупционных органов.

А вот позиция радикала Ляшко более четкая: он обещает "настоящую судебную реформу с увольнением всех старых прокуроров и судей". Новых собирается не назначать, а выбирать прямым голосованием граждан, как в США.

Правила выборов

В сфере реформ избирательного законодательства, по мнению общественности, существует четыре основные проблемы. Пятую — формирование нового состава Центральной избирательной комиссии — удалось решить в прошлом году.

Первая — принятие закона, регулирующего организацию всеукраинских референдумов. Для решения этого вопроса в парламенте уже зарегистрирован законопроект 2145а. Вторая — внедрение пропорциональной системы с открытыми региональными списками на парламентских выборах. И это необходимо сделать до ближайших парламентских выборов. Третья — ввести неотвратимость наказания за совершение преступлений во время избирательной кампании. Ее может решить принятие законопроекта 8270. Четвертая проблема — ограничение предвыборной агитации и политической рекламы для создания относительно равных условий для всех кандидатов.

Кандидат Андрей Садовый поддерживает все четыре предложения общественности. В его программе, в частности, зафиксировано: "Выборы в парламент на пропорциональной основе с открытыми списками". Кроме того, он выступает за ужесточение наказания за фальсификации во время выборов.

"Мы видим, что у полиции недостаточно полномочий для осуществления негласных следственных действий, потому что избирательные преступления не считаются тяжелыми. Поэтому они не могут вовремя зафиксировать следы преступления и оформить соответствующим образом доказательства", — заявляет Острикова. В команде Тимошенко вновь вспоминают, что существенных изменений не будет, если не внести правки в Конституцию или не написать новую. Что же касается избирательной системы, то Тимошенко не согласна с предлагаемой редакцией Избирательного кодекса. С одной стороны, она категорически против мажоритарки, с другой — каков должен быть формат избирательных региональных списков, у нее свое виденье. Поддерживает Юлия Владимировна общественников в части запрета политической рекламы на телевидении за три месяца до даты выборов.

"В своем выступлении 26 августа 2015 года в Парламентской ассамблее Совета Европы Порошенко сказал, что сделает все возможное и невозможное для того, чтобы следующие (то есть предыдущие) парламентские выборы состоялись по новой избирательной системе с открытыми списками". Обещание не выполнено, — констатирует Чумак. — Все потому, что существующая избирательная система радикально позволяет изменять политический выбор граждан Украины. Так произошло в 2012 году, когда Партия регионов полностью проиграла выборы в политической части, так случилось и в 2014-м с БПП. Но в обоих случаях было сформировано большинство из абсолютно несвязанных между собой мажоритарщиков".

У Петра Порошенко убеждают, что в соответствии с выводами международных наблюдательных миссий с 2014 года в Украине сложились условия для проведения выборов, которые отвечают принципам свободной конкуренции. Но вот отойти от мажоритарки там не спешат, мол, единого мнения ни во фракции, ни в обществе нет. Не поддерживает этот кандидат и запрет политической рекламы в период выборов. Если это случится, собственники каналов будут представлять позицию только тех кандидатов, которых они поддерживают. Поэтому пока единственный выход для создания равных условий для всех кандидатов — рекламу удешевить.

Эксперт РПР и глава ОПОРЫ Ольга Айвазовская констатирует: сегодня нет общей политической воли поддержать изменения в избирательном законодательстве. "Но без них невозможно реализовать любую избирательную кампанию соответствующим образом. Из 175 рекомендаций, которые были даны международными миссиями с 2014 года, имплементированы только две. Очевидно, прогресса нет", — замечает эксперт.

Кроме ответов на эти три вопроса гражданское общество ждет четких позиций по реформам в сфере публичного управления, экономики и социального развития, здравоохранения, образования и культуры.