Звуки тишины. Как кандидаты в президенты будут напоминать о себе в канун голосования

2019-03-29 14:00:00

1730 1

В 24:00 29 марта в Украине наступает день тишины. Фокус узнавал, каким образом избирательные штабы попытаются обойти закон и не дать избирателям забыть о своем кандидате до окончания голосования

О том, что 29 марта 2019 года – последний день для проведения предвыборной агитации, следует из статьи 57 закона «О выборах президента Украины». Четвертый пункт статьи четко указывает на запрет агитации в течение последних двух дней избирательного процесса. В текущем году предвыборная тишина наступает в полночь 30 марта и заканчивается одновременно с закрытием избирательных участков.

Последнее предупреждение

Министерство внутренних дел предупреждает кандидатов в президенты и представителей их избирательных штабов, что им следует воздержаться от проведения публичной агитации либо агитации через средства массовой информации в день тишины.

Советник министра внутренних дел Иван Варченко заявил на брифинге: «Мы понимаем, что санкции за нарушение нормы закона не высоки, что политическая реклама детально не нормирована украинским законодательством, но мы призываем участников избирательного процесса неуклонно придерживаться требований статьи 57 и отказаться от обнародования в печатных, аудиовизуальных и электронных СМИ политической рекламы, выступлений, интервью, видеофильмов, аудио и видеоклипов, других публикаций и сообщений о кандидатах. Нам жаль, что политическое достоинство сейчас не является серьезным аргументом в украинском избирательном процессе, но мы бы хотели, чтобы все субъекты предвыборной кампании помнили, что возможность «вырвать» с нарушением закона один день агитации, выльется в результате в негативное впечатление о них».

Команда Владимира Зеленского нашла способ обойти закон. Судя по программе передач телеканала «1+1», 30 марта  в 16:30 и 20:25 кандидат в президенты Зеленский будет смешить избирателей в программе «Вечерний Квартал». Косвенным образом он напомнит о себе в субботу в программах «Рассмеши комика. Дети» и «Чистоnews» и документальном фильме о 40-м президенте США «Рейган», в котором за кадром звучит голос Зеленского.

Чтобы предостеречь телеканал от обвинений в нарушении законодательства, группа «1+1 Media» в своем заявлении утверждает, что программная сетка телеканала не адаптируется под рекламу каких-либо политических сил и не подвергается кардинальным изменениям уже несколько лет. О том, меняется ли эфирная сетка вещателя в случае объявления траура, например, пресс-релиз умалчивает.

Депутат Верховной Рады четырех созывов Юрий Ключковский возмущается в разговоре с Фокусом: «То, что запланировал телеканал «1+1», просто возмутительно. Эти нюансы должен контролировать Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. За всю историю Украины еще не было случаев, чтобы кандидат в президенты заявлял о своей честности, но при этом шел на такие грубые нарушения. Какими бы грубыми ни были нарушения во время избирательной кампании, день тишины и агитация в день выборов никогда не велась кандидатами в президенты настолько массово. У меня просто не хватает слов, чтобы прокомментировать то, что запланировано на «день тишины». Это наглое нарушение нормы закона».

Сдержанным был генеральный директор Комитета избирателей Украины (КИУ) Алексей Кошель. «У нас есть мертвые законодательные нормы, которые фактически не действуют. В день тишины нужно оценивать каждый конкретный факт отдельно. Если речь идет о телеканале «1+1», то нужно анализировать, встречаются ли напоминания о партии «Слуга народа», являющегося субъектом избирательного процесса, или о Владимире Зеленском как кандидате на пост президента в транслируемых телепрограммах. А наказать нарушителей закона в день тишины будет крайне сложно – их действия нужно оценивать как обычную манипулятивную избирательную технологию», – рассказывает Фокусу гендиректор КИУ.

Сомнительная наружность

Напомним, в соответствии с нормами части 1 статьи 58 закона «О выборах президента Украины», в 00:00 30 марта в Украине не должно быть ни одного билборда с политической рекламой. Однако избирательные штабы идут в обход закона, оставляя в день тишины внешнюю рекламу с изображениями кандидатов, но без признаков прямой агитации, с сохранением цветовой гаммы и нейтральных лозунгов. Однако притянуть правонарушителей к административной ответственности за такие действия крайне сложно.

В Наблюдательном совете Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК) рассказывают Фокусу о том, что операторы размещения наружной рекламы тщательно отслеживают соблюдение законодательных норм. По словам члена Наблюдательного совета ВРК Екатерины Храмовой, ответственность за соблюдение политической тишины ложится на плечи операторов. Процессы также отслеживает Генеральная прокуратура, Национальная полиция, Управление защиты прав потребителей. «Когда начинается период тишины, мы должны все заклеить в один момент, не допустить агитации за определенного кандидата. Крупнейшие операторы (60-70% в нашей стране) и сами отслеживают факты нарушений, политагитации, сообщая о них госструктурам. Но иногда бывают ситуации, когда происходит самозахват кандидатами щитов или ситилайтов. Их заклеивают рекламой не операторы, а представители политиков. Мы не можем с этим явлением что-либо сделать. Не будем же возле каждого щита ставить охрану», – утверждает Храмова.

Loading...