Тест на легитимность. Какими способами могут оспорить результаты выборов в Украине
Участники и организаторы президентских выборов активно используют технологии, подрывающие доверие к их результатам. Это может породить сомнения в легитимности нового главы государства
Нынешние президентские выборы бьют рекорды по многим показателям. Один из них касается отношения украинцев к происходящему. 70% граждан не верят в то, что выборы будут честными. Это засвидетельствовал соцопрос Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива. Не менее печальны выводы и авторитетного американского института Gallup, сделанные в результате исследований общественного мнения в Украине. Если в 2014 году в честность выборов верили 26% жителей Украины, то в нынешнем году этот показатель сократился до 12%.
Кризис доверия к организаторам и участникам кампании способен поставить под сомнение легитимность результатов выборов. Это как раз то, на что очень рассчитывают в Кремле и чего так опасаются в Вашингтоне и Брюсселе. В Киеве же, судя по всему, масштабов этой угрозы недооценивают. Иначе старались бы придерживаться принципов честной игры, не уничтожая и без того низкий уровень доверия к избирательному процессу.
"Слепые" участки и бюллетени в "авоськах"
Видеонаблюдения на избирательных участках не будет. Такое решение приняла Центральная избирательная комиссия, объяснив это тем, что система видеофиксации себя не оправдала. По данным ЦИК, за происходящим на всех участках в прошлый раз наблюдали лишь 180 тыс. человек, что в масштабах Украины скромный показатель. С учетом того, что в стране около 30 тыс. избирательных участков, число "заходов" на каждый из них составило 7,5. Однако эксперты не согласны с тем, что целесообразность применения системы видеонаблюдения за избирательным процессом оценивается, исходя из числа "заходов" граждан, желающих в онлайн-режиме наблюдать за происходящим на участках. "Видеокамера фиксирует и пишет на цифровой носитель все, что происходит на участках. Эта информация имеет большую ценность, — убежден Николай Голомша, бывший замгенпрокурора. — Во время голосования и подсчета голосов порой происходят неприглядные вещи, так что потом записи могут использоваться в качестве доказательств, скажем, относительно подкупа избирателей, "двойных" голосований, силовых акций, манипуляций с бюллетенями".
70% украинцев, по данным социологических исследований Фонда "Демократические инициативы", не верят в честность президентских выборов
Систему видеоконтроля ввели на парламентских выборах в 2012 году с целью предотвращения фальсификаций и нарушений. Для реализации проекта приняли закон, а из бюджета выделили почти 1 млрд грн. "В то время, когда во всю мощь работал админресурс, Виктор Янукович решил показать западным партнерам псевдодемократичность украинских выборов: мол, можно свободно зайти в интернет и посмотреть, как считают голоса", — комментирует Фокусу Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины. Сегодня, по его мнению, такой контроль не нужен.
Евгений Радченко, заместитель председателя ЦИК, объясняет: украинское законодательство позволяет наблюдателям и членам комиссий самостоятельно фиксировать происходящее во время голосования и подсчета голосов на фото или видео и даже вести прямую трансляцию с участка.
Другая деталь, способная вызвать недоверие, касается транспортировки бюллетеней. Члены участковых комиссий будут доставлять их в подручных средствах, часто не предназначенных для этого. Причина в том, что Центризбирком не закупил специальные боксы для доставки бюллетеней с участковых в окружные комиссии после того, как они обработаны. Однако бывший руководитель Комитета избирателей Украины, народный депутат Игорь Попов, проблемой это не считает: "Боксы — это на самом деле картонные коробки с двумя прорезами для рук. В них, конечно, удобнее складывать документы, а потом их перемещать. Но не сложилось, будут перевозить в мешках". По словам Попова, бюллетени после подсчета голосов не так важны, как протоколы, которые остаются документами строгой отчетности. Их-то складывают в пакеты со специальной системой защиты.
Решения под прикрытием
В начале марта ЦИК заказала 60,36 млн избирательных бюллетеней на два тура выборов, а 12 марта, за три недели до выборов, внесла изменения в заказ, перенеся 236 тыс. бюллетеней со второго тура на первый. В ЦИК объясняют, что перераспределение произошло потому, что образованы новые участки в зоне операции Объединенных сил и в больницах. Наблюдатели отмечают, что те же люди, где бы они ни находились, имеют право голосовать и во втором туре, так что перераспределение бюллетеней у них вызывает недоумение.
Недостаточно обоснован, по их мнению, и отказ Центризбиркома от нумерации фамилий кандидатов в бюллетенях. Марина Ставнийчук, экс-заместитель председателя ЦИК, такой шаг называет "неприкрытой манипуляцией". Говорит, что нумеровать список кандидатов в бюллетене — это традиция. "Так удобно прежде всего избирателю. Кандидаты могут ориентировать своего избирателя по номеру. Вспомните предвыборную рекламу после жеребьевки по нумерации. Материалы всегда содержали информацию о номере в бюллетене! На этом всегда основывалась агитация ближе к выборам", — отмечает Ставнийчук.
Отказ от нумерации кандидатов партия "Батькивщина" пыталась оспорить в суде. Свои требования обосновывала тем, что в бюллетене на выборах 31 марта будут два кандидата с одинаковыми фамилиями, инициалами, должностями и местом работы (речь идет о лидере "Батькивщины" Юлии Тимошенко и народном депутате от "Народного фронта" Юрии Тимошенко). Но Верховный Суд, рассматривавший апелляционную жалобу истца после первоначального судебного решения, встал на сторону ЦИК, заявив, что только она имеет право устанавливать форму и утверждать текст бюллетеня на выборах президента.
В экспертной среде с такой позицией не согласны. "Установление порядковых номеров кандидатов в бюллетенях было бы нелишним, чтобы избиратель мог точно понимать: он отдает голос в поддержку своего кандидата, а не его однофамильца", — говорит Светлана Конончук, директор Украинского независимого центра политических исследований.
Война клонов
Однофамильцы в истории украинских выборов — тоже традиция. Но если в бюллетенях на местных и парламентских выборах это привычная практика, то в истории президентских выборов пара одинаковых фамилий — новинка. "Привлечение технических кандидатов, которыми, в частности, являются некоторые однофамильцы, стоит расценивать как проявление нечестной борьбы, — считает Светлана Конончук. — Наблюдение за дальнейшей деятельностью людей с "технической" ролью позволит понять, кто из основных кандидатов их запустил, потому что за свою деятельность они могут получать определенные бонусы".
Из 39 кандидатов, чьи фамилии указаны в бюллетене, реальные шансы выйти во второй тур имеют примерно семеро, еще десять используют президентские выборы как стартовую площадку для парламентской кампании, остальных можно смело назвать техническими. Таких, по оценкам экспертов, у Петра Порошенко — десять, у Юлии Тимошенко — восемь.
Приказано допечатать. За три недели до выборов ЦИК на четверть миллиона увеличила количество бюллетеней для первого тура
У каждого из них своя задача. Например, снять свою кандидатуру в пользу основного кандидата или открыто критиковать конкурента. Но, пожалуй, главная их миссия — отобрать голоса у кандидата, в отношении которого те выступают спойлерами. Особенно если у него такая же или похожая фамилия. В этом случае расчет на то, что избиратель будет невнимателен и поставит галочку напротив строки с фамилией "клона". Когда речь идет о небольшом разрыве между конкурентами, такая технология может повлиять на результат голосования, как это было, например, в киевском округе №216 во время прошлых парламентских выборов. Там победителем стал бывший регионал Александр Супруненко. Его сопернице Ксении Ляпиной не хватило для победы чуть более шести сотен голосов. Зато кандидат с фамилией Лапина получила почти 3,5 тыс. голосов "поклонников", которые, вероятно, ошиблись одной строкой.
Важна и роль представителей технических кандидатов в день голосования. По наблюдениям Комитета избирателей, как минимум 14 кандидатов вообще не ведут кампании — не встречаются с избирателями и не проводят агитацию, а лишь подают своих людей в каждую из 199 окружных комиссий. Именно они могут быть основой большинства этих комиссий, работающего в интересах одного из кандидатов.
Наказать за использование технических кандидатов в Украине почти нереально. Никто не может запретить участвовать в выборах людям, в том числе с одинаковыми фамилиями. Единственная возможность — доказать факт передачи денег кандидату, выступающему "на подхвате".
Наблюдения за наблюдающими
"Команда ЗЕ", "Украинский центр демократического общества", "Женщины Батькивщины" — это названия не просто общественных организаций, зарегистрированных Центризбиркомом для наблюдения за выборами, а "карманные" структуры Владимира Зеленского, Петра Порошенко и Юлии Тимошенко. В этом убеждены в Гражданской сети ОПОРА. "Четкие связи с конкретными общественными организациями обнаружены у всех кандидатов-лидеров, — рассказывает Роберт Лорян, координатор ОПОРЫ. — Наши наблюдатели фиксировали, например, как в штабах Порошенко люди заполняют анкеты наблюдателя от ОО "Украинский центр демократического общества".
- Читайте также: Опрос без пристрастия. Какое расхождение в данных экзит-пола и подсчета ЦИК может свидетельствовать о фальсификациях
До 2014 года в избирательном процессе могли участвовать только международные наблюдатели и официальные наблюдатели от кандидатов и партий, которые их выдвинули. После изменений в законодательстве на президентских выборах в 2014-м впервые были зарегистрированы десять общественных организаций. Ныне в ЦИК разрешили стать наблюдателями представителям 139 организаций. По всей видимости, так политики хотят исказить главную миссию таких людей — находить и предотвращать нарушения. Вместо этого, считают в ОПОРЕ, их нацеливают на то, чтобы использовать для вмешательства в избирательный процесс. Представители ОПОРЫ выяснили: у 85 организаций, зарегистрированных наблюдателями, отсутствует опыт наблюдения за выборами в Украине и только пять из них были замечены на выборах президента 2014 года. Более 30 организаций зарегистрированы в самый канун нынешних выборов.
"Главная угроза этого — политически предвзятое наблюдение, — уверен Лорян. — Возьмем "Международную лигу мира" — общественную организацию, которая до нынешних выборов не проявляла никакой активности. Уже сегодня эта структура опубликовала два субъективных отчета о результатах наблюдения, цель которых — дискредитировать избирательный процесс и одного из кандидатов в президенты. Можно спрогнозировать, что после появления первых результатов голосования количество фейковых отчетов об избирательном процессе увеличится".
Выборы президента 2019 года будут тестом власти и политиков на доверие людей к своему государству. Отменить результаты волеизъявления в Украине невозможно. Недействительными могут быть признаны результаты лишь на отдельных избирательных участках. Другое дело, что на основе собранных свидетельств о нарушениях кандидат, занявший третье или четвертое место, может требовать от суда запретить подводить итоги первого тура. И такая юридическая война может затянуться на неопределенное время. В результате этих баталий от доверия граждан к организаторам и участникам выборов не останется и следа. А если в спор вмешается еще и третья сила, доказывающая, что Украина не способна провести честные выборы, независимо от того, пророссийская у нее власть или прозападная, последствия могут быть необратимыми.